Пояснительная записка
Дисциплина «Организация деятельности коммерческого банка» изучается студентами 7,8,9 – х семестрах специальности «Финансы и кредит» в рамках дисциплин специализации «Банковское дело».
Цели и задачи дисциплины. Формирование целостной системы знаний об основах организации деятельности коммерческого банка, достаточных для использования при работе либо при построении системы взаимодействия с коммерческими банками как элементами банковской системы.
В процессе изучения курса «Организация деятельности коммерческого банка» предполагается решить следующие задачи:
формирование у студентов системы знаний в области организации банковской деятельности, достижения и повышения эффективности функционирования коммерческого банка;
усвоение основ банковского законодательства для руководства ими в практической деятельности;
формирование представлений о структуре коммерческого банка, о принципах управления им и формирования политики для достижения определенных целей функционирования;
формирование четкого представления о сущности, порядке совершения и роли отдельных банковских операций;
усвоение теоретических основ составления банковской отчетности и методов ее анализа, использование результатов анализа при формировании стратегии и организации оперативной деятельности банка;
изучение видов и сущности основных банковских рисков, методов, используемых банками для снижения рисков;
приобретение знаний и навыков о маркетинговых операциях коммерческого банка, их особенностях, значении для успешного функционирования банка; понятие о «маркетинговом комплексе банка»;
формирование представлений об общих принципах и степени развития банковских систем различных стран, их объективное сопоставление с банковской системой России;
подготовка специалистов к осуществлению ими профессиональной деятельности в кредитно–финансовой сфере.
Требования к уровню освоения содержание дисциплины
В процессе и результате изучения курса «Организации деятельности коммерческого банка» студенты должны приобрести фундаментальные знания в построении системы взаимодействия с коммерческими банками как элементами банковской системы
а) знать:
правовые и экономические основы организации деятельности кредитных организаций, принципы и особенности их функционирования;
сущность понятий «банковский продукт», «банковская услуга», «банковский бизнес–процесс»; методы привлечения и удержания клиентов коммерческим банком;
классификацию и характеристику ресурсов коммерческого банка; природу собственных и привлеченных средств, их структуру и характеристику; принципы политики коммерческого банка в области формирования ресурсов;
сущность пассивных операций коммерческого банка, их роль в создании ресурсной базы; депозитные операции, общие принципы их осуществления;
роль расчетных операций в деятельности коммерческого банка; организацию расчетов, использование различных платежных инструментов; понятие о клиринге и его эффективности; корреспондентские отношения между банками;
экономическое содержание активов коммерческого банка; характеристику качества активов; основные направления улучшения структуры и качества активов коммерческого банка;
сущность кредитных операций коммерческого банка; понятия и элементы системы кредитования; роль и обеспечение кредита; субъекты и объекты кредитования; условия и организационно–экономические основы кредитования; кредитную документацию; процедуру выдачи и погашения ссуды;
механизм организации возврата кредитов, понятие и составные элементы форм обеспечения возврата кредита; характеристику залогового механизма; систему гарантий третьих лиц;
экономическую сущность и характеристику операций коммерческого банка с ценными бумагами; виды ценных бумаг, эмитируемых коммерческим банком, их характеристику, порядок выпуска; операции коммерческого банка с государственными ценными бумагами; операции банков–дилеров на РЦБ; операции РЕПО;
понятия валютного рынка, валютных курсов, валютной позиции; классификацию валютных операций коммерческого банка и порядок их проведения; операции своп; страхование валютных рисков;
особенности ценообразования на банковские продукты; методы ценообразования на банковские продукты для различных категорий клиентов;
механизм использования банковского процента, его элементы; процесс формирования определенного уровня банковского процента по активным и пассивным операциям коммерческого банка; процентная маржа; виды и сущность банковского процента; методы начисления процентов;
особенности построения маркетингового комплекса коммерческого банка; особенности применения различных маркетинговых приемов в условиях конкурентной среды;
суть системы управления активами и пассивами коммерческого банка; методы управления активами и пассивами; сложности управления активами и пассивами; современные тенденции процесса управления активами и пассивами коммерческого банка;
понятие ликвидности коммерческого банка, факторы, ее определяющие; систему оценки ликвидности коммерческого банка;
понятие и сущность банковских рисков; факторы, влияющие на уровень рисков; классификацию банковских рисков; методы оценки рисков.
б) уметь:
оценивать кредитоспособность заемщиков с помощью использования различных методов (системы финансовых коэффициентов, класса кредитоспособности, анализа денежного потока; скоринга);
проводить анализ активов и пассивов коммерческого банка, их структуры, качества; оценивать и сопоставлять различные коэффициенты, определяемые при анализе активов и пассивов;
оценивать уровень доходов и расходов коммерческого банка, проводить их структурный анализ, оценивать их динамику, использовать систему коэффициентов для определения уровня прибыли коммерческого банка;
определять ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, основываясь на системе принятых в банковской практике показателей;
оценивать качество банковского менеджмента посредством использования различных критериев; характеризовать составные элементы менеджмента коммерческого банка: планирование, анализ, регулирование и контроль;
пользоваться приемами и принципами банковского маркетинга; формировать концепцию банковского маркетинга;
анализировать банковский баланс с применением различных методов и видов анализа;
в) иметь представление:
о международных стандартах оценки деятельности коммерческого банка;
о стратегическом планировании деятельности коммерческого банка и бюджетировании;
о новых банковских продуктах и услугах;
о типах организационного построения деятельности коммерческого банка.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Федеральное агентство по образованию
- Программа дисциплины «организация деятельности коммерческого банка»
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины
- Тема 1. Сущность кб и организационные основы его построения, правовые основы его деятельности
- Тема 2. Ресурсы кб, его капитальная база. Пассивные операции коммерческого банка
- Тема 3. Клиентская база кб
- Тема 4. Договор банковского счета; типы банковских счетов
- Тема 5. Расчетные операции кб; расчетные инструменты; корреспондентские отношения
- Тема 6. Кассовые операции кб; приходные и расходные операции; кассовые документы; лимит остатка кассы
- Тема 7. Активные операции кб. Структура и качество активов кб
- Тема 8. Кредитование клиентов Организация отдельных видов кредита. Содержание кредитного договора. Формы обеспечения возврата кредита
- Тема 9. Система оценки кредитоспособности клиентов; методы оценки кредитоспособности
- Тема 10. Обеспечение возвратности кредитов; способы обеспечения
- Тема 11. Особенности овердрафтного кредитования и кредитования на основе кредитных линий
- Тема 12. Экономическая сущность резервов на возможные потери по ссудам; группы риска; особенности формирования резервов
- Тема 13. Операции кб с ценными бумагами
- Тема 14. Валютные операции коммерческого банка
- Тема 15. Операции кб с пластиковыми картами. Эмиссионная и эквайринговая деятельность кб
- Тема 16. Электронные деньги в деятельности кб; перспективы их применения в банковской сфере
- Тема 17. Новые банковские продукты
- Тема 18. Ценообразование в кб, методы ценообразования
- Тема 19. Процентная политика кб. Банковский процент, процентные вычисления
- Тема 20. Маркетинг кб; маркетинговая политика кб; маркетинговые приемы и условия их применения
- Тема 21. Управление активами и пассивами кб; методы управления активами и пассивами; проблемы управления; кривая доходности
- Тема 22. Банковские риски
- Тема 23. Менеджмент кб; стратегическое и тактическое планирование; система бюджетирования
- Тема 24. Бухгалтерская отчетность кб. Анализ деятельности кб на основе банковской отчетности
- Тема 25. Ликвидность, устойчивость и платежеспособность кб; достаточность собственных средств кб
- Тема 26. Доходы и прибыль кб. Управление прибылью.
- Тема 27. Рентабельность и деловая активность кб
- Экзаменационные вопросы
- Учебно-методическое обеспечение литература
- Программа дисциплины «организация деятельности коммерческого банка»
- 1 56961, Г. Кострома, ул. 1 Мая, 14