logo
Архив2 / курсовая docx200 / Kursovaya_rabota(18)

1.1 Сущность отбора персонала в организации

В условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников необходимо проводить достаточно тщательно, поскольку качество людских ресурсов во много определяет возможности и эффективность последующего использования.

По А.Я. Кибанову, отбор персонала это часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность.1Отбор осуществляется на основе установленных критериев с использованием определенных методов оценки из общего числа работников, отвечающих этим критериям.

А.П. Егоршин определяет профессиональный отбор персонала как один из наиболее важных этапов подбора, который включает в себя следующие стадии: создание кадровой комиссии, формирование требований к рабочим местам, объявление о конкурсе в средствах массовой информации, медицинское обследование кандидатов, оценка психологической устойчивости кандидатов, анализ увлечений и вредных привычек кандидатов, комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка, заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность, утверждение в должности, заключение трудового договора, оформление и сдача в отдел кадров документов кандидата.2

Т.Ю.Базаров определяет отбор персонала как систему мероприятий, обеспечивающих формирование необходимого для данного предприятия (фирмы) состава кадров, включая как количественные, так и качественные параметры.3

По В.Р. Веснину, отбор персонала является второй ступенью набора (первая - привлечение). Он представляет собой процесс рационального выбора на основе изучения и оценки профессиональных и личностных качеств претендентов, тех из них, кто наилучшим образом отвечает ее требованиям и пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности.4

Отбор кадров – это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора его из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого. В процессе отбора персонала происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований организации.5

Отбор кадров, являясь одним из ключевых элементов кадровой политики, тесно увязан практически со всеми направлениями работы в сфере управления персоналом.6Отбор персонала не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность, он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.7

Отбор новых работников требует комплексного подхода и предполагает решение следующих основных задач: определить в соответствии со стратегией развития предприятия количественную потребность в персонале; разработать профиль требований к будущему работнику, осуществляемый на основе анализа и описания работы, а также личностной спецификации; сформировать принципы отбора для замещения вакантной должности; выявить поле интересов предприятия на рынке рабочей силы, выбрать между внутренними и внешними источниками отбора кандидатов, имеющих желание, возможности и способности занять появившуюся вакансию, и претендентов, имеющих соответствующее образование и профессиональные навыки, но занятых на других предприятиях, временно не работающих или являющихся выпускниками учебных заведений различного ранга; сформировать список претендентов на вакантные должности; провести процедуру отбора, ориентированной на выявление наиболее пригодных кандидатов; обсудить результаты отбора комиссией, в состав которой в зависимости от статуса вакантной должности включается: руководитель отдела с вакансией, руководитель или представитель службы управления персоналом, другие предусмотренные программой отбора предприятия представители; заключение трудовых отношений с принятыми кандидатами, подписание двухсторонних контрактов, определение в случае необходимости испытательного срока, осуществление консультаций и контроля со стороны назначаемого наставника.8

Успешное решение этих задач требует четкой организации работы кадровой службы и высокой квалификации специалистов, отвечающих за работу по поиску и отбору персонала.

Поиск работников для замещения вакантных должностей осуществляется как за счет внутренних ресурсов организации, так и за счет внешних источников. Внутренний отбор используется для заполнения вакансий за счет работников организации, а внешний отбор для заполнения кандидатами со стороны.9

При внутреннем отборе наиболее часто используются такие методы к выявлению подходящих кандидатов, как выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик; формирование кадрового резерва и привлечение работников организации к конкурсу.

Процесс отбора, ориентированный на использование внешних источников рабочей силы, включает в себя ряд этапов, каждый из которых решает свои задачи и отличается специфическими процедурами, методами и приемами работы.

При этом как внешний, так и внутренний отбор имеет свои недостатки и достоинства. Для того чтобы удовлетворять поставленным целям, процесс отбора должен осуществляться в соответствии с четкими правилами. Технология отбора должна быть хорошо формализована, оформлена процедурно и подкреплена соответствующими положениями, инструкциями, типовыми формами и т.д.

Процесс отбора кадров осуществляется в несколько этапов. Каждая ступень может рассматриваться как фильтр, отсеивающий наименее квалифицированных кандидатов.

Стадии процедуры отбора: потребности организации в персонале; определение требований к вакантным должностям; выбор источников отбора персонала; отбор кандидатов в соответствии с квалификационными требованиями; тестирование; прием на работу.10На предварительном этапе происходит первичное выделение кандидатов, с которым проводится дальнейшая более тщательная работа. Далее с помощью специальных методов отбора начинается этап сбора информации о кандидате. На следующем этапе происходит анализ полученных характеристик по каждому кандидату. На заключительном этапе организация принимает решение по отбору.

На практике, содержание процесса отбора, наличие или отсутствие нескольких этапов, а также их последовательность, меняются в зависимости от характера деятельности организации, от специфики вакантной должности, от возможностей кадровой службы и т.д.

Эффективная система отбора строится в соответствие со следующими принципами: ориентация на сильные, а не на слабые стороны людей; поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее перспективных и подходящих к должности; отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных качеств, если потребность в них отсутствует; обеспечение соответствия индивидуальных качеств кандидата требованиям должности; привлечение наиболее квалифицированных кадров, но не более высокой квалификации, чем это требуется; превышение ожидаемого эффекта над затратами; сохранение благоприятного психологического климата; удовлетворение ожиданий принятых на работу сотрудников; соблюдение законодательных норм и этических принципов привлечения и отбора персонала.11

Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность, называется определением критериев отбора, и осуществляется на основании анализа работы или профессиограммы. Эталонные уровни требований по каждому критерию можно разрабатывать, исходя из характеристик сотрудников организации, хорошо справляющихся со своими обязанностями.12

Основными критериями считаются образование, опыт, деловые качества, профессионализм, потенциальные возможности, физические характеристики, тип личности, соответствие потребности организации.

Сформировав профиль должности, получается «портрет» идеального сотрудника, определяющий требования к совокупности его личностных качеств, способностям выполнять те или иные функции и социальные роли. Необходимо установить не только максимальный, но и основной минимум требований, которому должен удовлетворять претендент.

Итак, отбор кадров является одной из центральных функций управления персоналом, поскольку именно кадры обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от кадров, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность. Отбор персонала требует комплексного подхода и соблюдения принципов отбора персонала.