logo
Алехин В

Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

осуществление государственного финансового контроля;

методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;

распределение федеральных регулирующих налогов;

возврат излишне уплаченных сумм доходов;

учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

разрешение на осуществление платежа;

осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

предоплату счетов;

взаимозачетные операции;

товарообменные (бартерные) операции;

замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;

задаток;

банковскую гарантию или поручительство;

залог;

цессию, т. е. уступку прав требования;

факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;

учет векселей и др.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

Приложение 6 (к занятию № 4) «Образец статьи публицистического стиля».

Предприниматели готовятся к новому кризису

Бизнес больше не питает радужных надежд: как показало исследование экономической конъюнктуры KPMG International, за полгода настроения предпринимателей во всем мире ухудшились — они готовятся к новому кризису. Индексы промышленности России оптимизма не добавляют: падения пока нет, но экономика на пороге стагнации.

Пессимистичные настроения в KPMG объясняют общим замедлением темпов роста мировой экономики. «Мир переживает период существенной экономической неустойчивости и неопределенности, что создает значительные трудности для компаний почти на всех рынках», — отмечает управляющий партнер компании в России и СНГ Эндрю Крэнстон. Сомнения в устойчивом росте США и обеспокоенность относительно дефолта в ЕС говорят о том, что «уровень предпринимательской уверенности будет нестабильным в течение следующих нескольких кварталов», уверен он.

Центрами экономического пессимизма стали страны ЕС и БРИК. Предприниматели Евросоюза беспокоятся за судьбу единой валюты из-за тяжелого положения периферийных государств, а в китайском секторе промпроизводства и в индийском секторе услуг произошло самое существенное падение показателей роста.

Российские предприниматели тоже смотрят в будущее с грустью. «По нашим данным, индекс ожиданий падает весь год», — говорит вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. Причины разные: повышение налогов, увеличение тарифов, общее снижение спроса. Кроме того, в экономике начинается вторая волна кризиса, что тоже прибавляет негатива.

«Предпринимателей пугает неопределенность», — согласен эксперт московского отделения «ОПОРА России» Сергей Зеленов. Такие ситуации, как перепалка Кудрина и Дворковича по поводу повышения налогов, делают деловой климат нервным. «Опасения связаны в основном с ожиданием новой волны финансового кризиса, сменой руководства и ключевых фигур в стране», — добавляет он.

Опасения российских предпринимателей подтверждают показатели промышленности. Индекс Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), рассчитываемого по инициативе Минпромторга, показывает, что восстановление промышленности после кризиса 2008 года закончилось, а драйверов для дальнейшего роста нет. По итогам года в институте ожидают, что среднее значение индексов увеличится ненамного: 3,6% для индекса производства и 4,2% для индекса спроса. Для сравнения, в 2010 году прирост индекса производства составил 7,8%, а индекс спроса — 10%. «Падения пока нет, есть замедление темпов спроса. 3—4% — это еще не стагнация, но очень сильное замедление, такого не было в двухтысячные годы», — говорит эксперт ИПЕМ Наталья Порохова.

Пока вероятность кризиса достаточно низкая, уверен главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Наиболее вероятный сценарий — это замедление и падение темпов роста, в этом случае рост экономики остается на уровне около 3%», — считает он. Предпосылки этого видны уже сейчас: банки снижают прямое кредитование, а проценты по кредитам растут. «Отличия сегодняшней ситуации от 2008 года в том, что сейчас ниже уровень ликвидности и задолженности как в корпоративном, так и в госсекторе», — отмечает он.

Основной риск для российской экономики — несбалансированный даже при высоких ценах на нефть бюджет, считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. «В 2012—2013 годах в случае коррекции цен на 10—15% мы можем столкнуться с резким роста дефицита бюджета», — говорит он. Учитывая сложную ситуацию в мировой экономике, вероятность такого сценария высока. Поэтому, несмотря на неплохие показатели этого года, ожидания на будущий год остаются пессимистичными: темп роста ВВП окажется существенно ниже 3%, полагает эксперт.

Приложение 7 (к занятию № 4) «Особенностями публицистической статьи для газеты».

Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни, обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний, давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему, динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.

Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, чтобы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами, понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, дает человеку возможность высказывать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества.

Приложение 8 (к занятию № 5).

Выполните задания.

В языке служебного документа широко используется страдательный залог при необходимости подчеркнуть факт совершения действия (оплата гарантируется, предложение одобрено, документация возвращена). Предпочтение отдается страдательным (пассивным), а не действительным конструкциям, поскольку они акцентируют внимание на осуществляемых действиях, вне зависимости от того, кто их произвел. Действительный залог употребляется, когда необходимо указать конкретное лицо или организацию как субъект юридической ответственности (Главный инженер И. не обеспечил технику безопасности).

Обратите внимание на употребление страдательного и действительного залога.

1. Сроки выполнения работ срываются. Комиссией проведена проверка и установлено… Акт подписан членами комиссии и утвержден. Факт уклонения арендатора от внесения арендной платы подтверждается решением арбитражного суда Н-ской области. Сигнализация будет установлена в двухнедельный срок. Возможность ликвидации совместного предприятия прорабатывается департаментом международных связей. Должностные оклады устанавливаются. Контроль возлагается на кого-либо (или осуществляется)

2. Завод «Прогресс» не гарантирует качество изделий по истечении шести месяцев с момента отгрузки.

Замените пассивные конструкции активными. Сравните полученные тексты. Какой вариант более соответствует стилю деловой письменной речи?

В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

Проведите редактирование докладной записки.

Докладная записка

16. 02. 2010 Главному инженеру

С. П. Федорову

О несоблюдении техники безопасности

на стройучастке

Я неоднократно ставил перед Вами вопрос о соблюдении техники безопасности на стройучастке. Однако до сих пор отсутствуют ограждения в местах производства строительных работ.

Инженер по охране труда

и технике безопасности Ильин В. П. Ильин

Укажите грамматико-стилистические ошибки в тексте. Отредактируйте текст.

«Расчетно-кассовый работник Сбербанка:

• лично представляет интересы Сбербанка перед клиентами;

• обязан обеспечить высокий профессиональный уровень и культуру обслуживания клиентов;

• строит свое отношение с клиентами, исходя из понимания того, что клиент ожидает уважительного и внимательного к себе отношения, заинтересованного участия в разрешении его проблем, дает строгую и взыскательную оценку работе и манере поведения персонала банка;

• когда у клиента есть возможность перейти на обслуживание в другой банк – именно от сотрудника банка во многом зависит – привлечь, удержать, закрепить или потерять клиента…»

(«Правила обслуживания клиентов расчетно-кассовыми работниками в Тверском Сберегательном банке»)

(Бездольный А. В., Луковников Н. Н. Главный капитал банка – кадры: Опыт, размышления, проблемы. – М., 1999.)

Напишите доверенность, пользуясь «матрицей» (трафаретом).

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я_______________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

(должность, подразделение) паспорт серия № , выданный________________________________

_________________________________________________________________________________

доверяю ____________________________

(Ф. И. О.) паспорт серия № , выданный_______________________________

________________________________________________________________________________

получить в кассе РГПУ им. А. И. Герцена деньги в сумме _________________________________

_________________________________________________________________________________

Срок доверенности_________________________________________________________

« » 200_г. ____________________________________________________

(подпись)

Настоящая доверенность написана_____________________________________________

(Ф. И. О. доверителя) в моем присутствии, заверяю:

( )

(должность) (подпись) (Ф. И. О.)

« » 200._год. М.П.

Приложение 9 (к занятию № 6) «Образцы международных писем».

♦ Господа,

Очень благодарны за Ваш запрос от 10 июня и высоко ценим воз­можность обеспечить нужды Вашей новой многообещающей органи­зации.

Нам очень хотелось незамедлительно помочь Вам. Однако прежде необходимо получше познакомиться с Вашей организацией. Нам будет легче сделать это, если представите копию документа о Вашем ны­нешнем финансовом положении.

Если будете так любезны и вышлите необходимую информацию, сделаем все возможное для того, чтобы Ваш запрос о кредите был вновь рассмотрен как можно быстрее.

Искренне Ваши

♦ Уважаемые господа,

Благодарим за Ваши замечания и предложения, которые сделали по нашему проекту контракта на строительство автосборочного цеха.

Хотели бы отметить, что в соответствии с нашим контрактом на строительство «под ключ» автосборочного завода подрядчик бе­рет на себя всю ответственность за организацию и выполнение всех строительных работ.

Строительные работы будут выполняться российскими специа­листами, а также местными фирмами, которые будут наняты на ус­ловиях субподрядчика. Работы, выполняемые этими фирмами, будут контролироваться компетентными российскими специалистами, стоимость услуг которых включена в цену контракта. Мы уже озна­комились с указанными фирмами и считаем, что они обладают дос­таточным опытом, квалификацией и возможностями для выполнения работ, которые мы собираемся им поручить.

В связи с вышеизложенным просим Вас рассмотреть настоящее письмо и, если контракт представляет для Вас интерес, телеграфи­ровать нам о Вашей готовности подписать его.

С уважением

♦ Уважаемые господа,

Получили Ваше письмо от 30 мая с.г., в котором предъявляете нам претензию в связи с задержкой пуска станции в эксплуатацию и требуете уплату неустойки.

В связи с этим хотели бы напомнить Вам следующее.

В соответствии с контрактом Вы обязаны были передать нам площадку под строительство в течение одного месяца с даты подписания контракта. Однако Вы задержали передачу площадки на 3 меся­ца, что задержало начало выполнения строительных работ.

Кроме того, в ходе выполнения контракта в связи с неоднократ­ным нарушением Вами контрактных обязательств возникли серьез­ные трудности.

Несмотря на то, что к настоящему моменту прошло только 3 месяца с даты истечения контрактного срока, станция готова к приемным испытаниям. Учитывая вышеизложенное, считаем Вашу претензию необоснованной и просим отозвать ее.

С уважением

♦ Уважаемые господа,

В соответствии с контрактом № ..., подписанным между ... 12 декабря 2004 г., поставка оборудования для расширения первой очереди завода начинается в ноябре текущего года. Чтобы избежать простоя вагонов и задержки с перегрузкой оборудования на станции, просим подготовить соответствующие площадки для перегрузки оборудования в... вагоны.

В соответствии с графиком поставки оборудования и его мон­тажа в первую очередь будут поставлены негабаритные тяжеловес­ные технологические металлоконструкции.

Поставку конверторов предлагаем осуществить морем на специ­альных баржах, так как значительная негабаритность указан­ного оборудования не позволяет транспортировать его по железной дороге.

Просим сообщить о принимаемых мерах по обеспечению своевре­менной поставки оборудования на площадку завода.

С уважением

♦ Уважаемые господа,

Получили Ваше письмо от 2 марта с. г. с просьбой поставить оборудование для...

Рассмотрев просьбу, сообщаем, что готовы провести перегово­ры по данному вопросу. Одновременно хотели бы обратить Ваше внимание на то, что наш завод осуществляет продажу лицензий на передачу «ноу-хау», которые сопутствуют поставкам комплектного оборудования.

Эта форма сотрудничества, как Вы знаете, широко практикует­ся во всем мире. В договоре на передачу «ноу-хау» гарантируем полу­чение лицензиатом дополнительной прибыли и выпуск продукции высокого качества в соответствии с техническими спецификациями.

Если Вас заинтересует наше предложение, мы подготовим ма­териалы для патентования (описание, чертежи) оборудования с уче­том требований Вашего патентного ведомства.

С уважением

♦ Уважаемые господа,

Ссылаясь на переговоры, проходившие в ... в июле с.г. между Ва­шим представителем г-ном ...и коммерческим директором фирмы ... г-ном .... с удовольствием подтверждаем, что готовы действовать в качестве агентов по продаже Вашего оборудования в нашей стране.

Прежде чем вышлете нам проект агентского соглашения, хотели бы еще раз изложить основные моменты соглашения, достигнутого в..., а именно:

  1. обязуемся выступать в качестве агентов с монопольным пра­вом продажи Вашего оборудования в течение трех лет с даты подпи­сания соглашения;

  2. будем получать комиссионное вознаграждение в размере ...% всех продаж Вашего оборудования на оговоренной территории;

  3. Вы вышлите нам первую партию Вашего оборудования на кон­сигнацию сроком на 12 месяцев и представите рекламный материал (брошюры, каталоги, образцы, рабочие модели, фильмы) для организа­ции рекламной кампании. Со своей стороны мы откроем демонстраци­онные залы в ... и поместим рекламные материалы в наших журналах;

  4. обязуемся представлять квартальные отчеты о продаже обо­рудования. Оплата за проданное оборудование будет производиться каждый квартал по безотзывному аккредитиву против наших счетов.

Надеемся, что соглашение будет взаимовыгодным и откроет пути к дальнейшему сотрудничеству.

С уважением

Приложение 10 (к занятию № 7) «Как запраграммировать публичное выступление на успех?»

Первый этап. Подготовка публичного выступления.

Шаг 1.

Определяем, какой тип выступления для вас важен, и какой конечный результат, в соответствии с ним, вы хотите получить: передать информацию, поддержать дискуссию или вызвать ответную реакцию?

Существуют три основных типа публичного выступления:

«Я хочу вам рассказать…» или выступление для передачи информации.

Вы ведете лекцию, семинар, тренинг или просто информируете слушателей о чем-то новом и интересном.

«Я хочу узнать ваше мнение…» или выступление для поддержания дискуссии.

Вы интересуетесь мнением слушателей и высказываете собственное мнение.

«Я хочу, чтобы вы сделали…» или выступление для вызова ответной эмоциональной реакции и побуждения аудитории к совершению определенного действия.

Предположим, Вы шутите и вызываете смех в аудитории, или убеждаете сотрудников перейти на новые методы работы.

Бывают ситуации, когда нужно использовать несколько типов публичного выступления, однако важно помнить, что один из них должен быть ключевым.

Шаг 2.

Формулируем главную цель публичного выступления.

Это очень важный шаг.

Задайте себе вопросы:

- чего я хочу добиться?

- для чего я провожу это выступление?

- по каким критериям я пойму, что выступление прошло успешно?

Ответы на эти вопросы должны быть очень четкими, конкретными и нести в себе позитивный заряд.

Пример.

Представьте себе, что Вы открываете корпоративную вечеринку. Она проходит в последний день рабочей недели. Вы знаете, что сотрудники прибывают в ресторан прямо из офиса и понимаете, что они устали, и им требуется время, чтобы освоиться в новой обстановке и перестроиться на «праздничный лад».

В этой связи, ваша цель, возможно, будет сформулирована так.

«Я хочу развлечь людей, поскольку им нужно расслабиться после сложного рабочего дня. Я пойму, что мое публичное выступление успешно, если в течение пятнадцати минут люди будут поглядывать на меня, улыбаться и даже смеяться в ответ на мои слова, бросать шуточные реплики с мест, быстро отвечать на мои вопросы и мое публичное выступление завершится аплодисментами».

Зачем устанавливать несколько критериев успеха?

Если у вас есть много (хотя бы пять) критериев успеха, вам гораздо легче совершенствоваться в своем мастерстве оратора – вы четче представляете, что нужно делать в ходе публичного выступления. Например, для того, чтобы «люди смеялись и бросали шуточные реплики с мест» вам нужно не менее трех раз остановиться и держать короткие и эффектные паузы. Кроме того, если есть множественные критерии – вы можете избежать ощущения неудачи. Если, к примеру, один из пяти критериев оказался не выполнен – значит, вы достигли успеха на 80%! Итак, чем больше критериев, тем легче моделировать успех!

Шаг 3.

Понять, кто передо мной.

Анализ аудитории необходим, поскольку вам нужно совместить ваши намерения с потребностями и ожиданиями ваших слушателей.

Вне зависимости от того, собираете ли вы аудиторию сами или у вас есть организаторы (или заказчики), вам необходимо получить ответы на вопросы.

- Кто будет присутствовать на вашем публичном выступлении?

Можно составить табличку с графами: «фамилия, имя, отчество», «профессия», «должность», «возраст», «пол», «отношение к теме выступления», «знание предмета выступления» и т.д.

- Чье присутствие важно вам для достижения цели?

- Какова численность предполагаемой аудитории?

- О чем было сказано в приглашении?

- Чего ждут от выступления люди?

- Чего хотят и чего ждут от вас организаторы (заказчики)?

И… вопрос-резюме: насколько ответы на эти вопросы сочетаются с поставленной вами целью?

Понимание состава, потребностей и настроения слушателей перед началом публичного выступления, поможет вам выбрать правильный подход, содержание и структуру публичного выступления.

Шаг 4.

Работаем с текстом.

Любое выступление должно содержать начало, основную часть и окончание.

Структура начала публичного выступления:

Поздоровайтесь.

Представьтесь.

Обозначьте, сколько времени займет ваше выступление.

Сообщите главную цель и предысторию вашего выступления.

Привлеките внимание слушателей: что им даст выступление, о чем они узнают, чему научатся и т.п.

Расскажите о плане вашего выступления.

Поясните правила поведения в ходе выступления. (Попросите отключить мобильные телефоны, определите, когда можно задавать вопросы и т.п.).

Структура основной части публичного выступления, по мнению Брайана Ломаса, известного английского лектора и бизнес-консультанта, может быть выстроена в виде одной из пяти форм.

Последовательная форма.

Вы переходите от одного значимого пункта основной части к другому, соблюдая хронологию событий.

Повествовательная форма.

Вы начинаете с метафоры (истории, притчи, пословицы) и обсуждаете мораль и выводы, следующие из нее, а далее связываете ее с темой вашего публичного выступления и переходите к ее детальному раскрытию.

Аналитическая форма.

Первый вариант: рассмотреть одну и ту же ситуацию, предмет с различных точек зрения, сравнить их, сделать выводы.

Второй: по шагам изложить весь процесс анализа ситуации (алгоритм), от начала до финального результата.

Логическая форма.

Используя ее, выступающий высказывает серию утверждений, с каждым из которых слушатели должны согласиться.

Описательная форма.

Используется, когда материал сложно укладывается в какую-либо очевидную последовательность. Например, вы рисуете словами некий образ (человека, события, места), и стремитесь сделать так, чтобы его представили и ваши слушатели.

Структура окончания публичного выступления:

Подвести итоги, сделать выводы.

Напомнить аудитории основные моменты выступления.

Сказать о том, где можно почерпнуть дополнительную информацию по этой теме.

Дать возможность людям задать самые важные вопросы по теме выступления.

По окончании ответов на вопросы напомнить цель вашего выступления и сказать, что она достигнута.

Поделиться со слушателями своими ожиданиями: чего вы ждете от них в результате выступления.

Поблагодарить всех за внимание и активность в ходе выступления.

«Необходимо всегда заканчивать свое выступление каким-либо в высшей степени позитивным утверждением, чтобы превзойти ожидания аудитории, и вместе с тем заставить ее желать продолжения презентации», - считает Брайан Ломас.

Второй этап. Подготовка докладчика.

Шаг первый.

Работаем с речью. 12 критериев эффективной речи.

Устная часть публичного выступления – самая важная, ведь случайным, неказистым словом можно испортить все впечатление. И поэтому эту часть надо готовить особенно серьезно.

Большинство экспертов считают, что речь докладчика должна соответствовать двенадцати критериям.

Речь должна быть понятна целевой аудитории.

Сила голоса, темп выступления, стиль языка всегда зависят от целевой аудитории. А значит, чем больше вы выступаете перед различными людьми, тем быстрее вам надо перестраиваться.

Выполните задание на развитие гибкости и творчества: во время подготовки речи представьте, что вы выступаете перед придворными некого короля, а после – перед инопланетянами, впервые ступившими на землю.

Отметьте отличия и сходства в ваших речевых оборотах и в манере изложения, а после – возвращайтесь к отработке речи для вашей реальной аудитории.

Тон речи должен быть позитивным.

Говорите бодро, энергично, с искренним желанием поделиться с аудиторией своими идеями и услышать мнение слушателей.

Речь должна быть лаконичной.

Предложения – короткими. После того, как вы напишете свой доклад – сократите его. Вначале сокращайте на уровне предложений, потом – на уровне слов. Ольга Азарова, специалист в сфере бизнес-презентации, рекомендует использовать известную многим выдающимся ораторам формулу «KISS = Keep It Short and Simple!» «Держи это коротко и просто!».

Речь должна быть запоминающейся, образной.

В речи должны присутствовать образы, примеры, привлекающие внимание людей и служащие им ориентиром. Свяжите с предметом вашего публичного выступления несколько ярких, позитивно окрашенных слов и выражений и используйте их. (Уникальный, единственный в своем роде, отражающий передовые достижения науки и т.п.)

Подчеркивайте достоинства ваших идей через сравнения и аналогии.

Пример: «…по сравнению с уже существующими подходами, наш подход к решению этого вопроса имеет ряд важнейших преимуществ…».

Используйте числа, как аргументы.

Это нужно для того, чтобы аудитория «завязывала узелки на память», иначе говоря, связывала в своем сознании важные факты с цифрами и таким образом, лучше запоминала существенные моменты вашего публичного выступления.

Например: «…я предложу вам три способа решения данной задачи».

Используйте активную манеру изложения, приводящую аудиторию к однозначным выводам.

Если вы выступаете перед людьми – вы по определению лидер, пусть и на пятнадцать минут, а значит, ваша речь должна быть активной, сильной, то есть такой, в которой используется активный залог. («Я могу точно сказать, что…», «Я хочу особо подчеркнуть, что…», «Я гарантирую вам, что…» и т.п.).

Глаголы вместо существительных.

Используйте глаголы, если хотите побудить слушателей к действию: подумайте, сформулируйте, предложите, представьте, вообразите, посмотрите, проанализируйте, сравните, сделайте…

Только позитивные слова и формулировки.

Следует избегать употребления слов, вызывающих пассивность, неприятные переживания или негативные ассоциации: покидать, оставлять, спать, дно, ничтожный, дурацкий…

Слова, которые следует использовать: удобно, приятно, гармонично…

Избегайте фраз типа: «Это сделано совсем не так плохо». Скажите: «Это сделано хорошо».

Если нужно критиковать – предлагайте действия!

Предложение действия работает много лучше, чем критика, так как указывает на решение задачи. «Чтобы улучшить качество, мы предлагаем…»

Используйте вопрос «почему?», заставляйте аудиторию думать вместе с вами!

Задавайте этот вопрос, если вы хотите подвести слушателей к оригинальной идее, нестандартному решению или выводу. «Как вы думаете, почему это должно выглядеть именно так?». И далее отвечайте сами на свой же вопрос, а так же дайте возможность ответить самым активным участникам. После – резюмируйте, обратив внимание на сходства во взглядах. И при этом говорите «мы». «Таким образом, мы убедились…».

Обходитесь без жаргона!

Шаг 2.

Осваиваем методы саморегуляции.

«Правильное дыхание».

Многие знают, дыхание – индикатор стресса. Поэтому в ходе публичного выступления постоянно следите за своим дыханием! Как правило, если мы находимся в стрессе - мы не замечаем, как мы дышим. А между тем, наше дыхание в такие моменты может быть двух видов: либо поверхностное и частое, либо редкое, с большими интервалами между вдохом и выдохом.

Минусы таких вариантов очевидны – в организм не попадает нужное количество кислорода и из него не выходит углекислый газ, а значит, стрессовое состояние усугубляется. Итак, если вы заметили, что с вашим дыханием что-то не так – выдохните! Используйте для этого паузу в речи. Немного наклоните голову вперед. Пусть ваш выдох будет как можно более долгим и плавным. Критерий хорошего выдоха один: вам автоматически, естественно хочется вдохнуть.

И пусть вдох также будет плавным и глубоким, соизмеримым с выдохом.

«Работа с телом».

Тело реагирует на стресс мышечными зажимами. Голова уходит в плечи, искажается осанка, становятся скованными движения.

Хороший способ противодействовать этому – представить себя в виде куклы, подвешенной за макушку на невидимой нити. Вы можете добиться ощущения, что у вас снижается физическая нагрузка на тело и выпрямляется позвоночник. А значит легче поддерживать хорошую осанку и плавность движений.

«Работа с воображением».

Если аудитория для вас - источник стресса (например, если ваши слушатели чрезмерно критичны и недоброжелательно настроены) используйте несколько радикальных и быстрых приемов.

Прием первый. Представьте своих слушателей… голыми.

Прием второй. В те моменты, когда вы естественным образом моргаете, представляйте, что у вас на верхних веках написано – ярко и крупно – «Ну и что?».

Прием третий. Представляйте, что в аудитории находятся ваши сторонники – родственники, друзья, приятели, сотрудники доброжелательно к вам относящиеся и поддерживающие вас.

Прием четвертый. Представьте, что ваше нынешнее публичное выступление всего лишь репетиция, и вы выступаете перед пустым залом.

Эти приемы помогут вам снизить критичность к себе, а значит, и общий стресс от публичного выступления вы проживете значительно легче.

Выступление окончено – что дальше?

Шаг 1.

Поздравьте себя с тем, что вы сделали это.

Возможно, отметьте свой успех по-особому: поощрите себя, например, ужином в ресторане или приятной покупкой.

Шаг 2.

Проанализируйте проведенное публичное выступление.

Желательно это делать по «горячим следам» - в течение суток по окончании выступления.

Воспользуйтесь техникой визуализации и в спокойной обстановке сядьте поудобнее, прикройте глаза и представьте, что вы смотрите запись вашего публичного выступления. Просмотрите его от начала до конца, с остановками и с «перемоткой» обратно, если это необходимо, и по окончании этого воображаемого просмотра ответьте на ряд вопросов.

Как прошло выступление? Как вас приняли слушатели? Как выступление понравилось вам, вашему руководству? Что работало на положительный результат выступления, что ему мешало? Какие моменты были самыми значимыми в вашем публичном выступлении? Что в следующий раз вы сделаете по-другому, а что оставите без изменений?

Обязательно запишите ответы на эти вопросы, отложите записи и вернитесь к ним через неделю – посмотрите: так же вы воспринимаете свою работу по прошествии времени или по-другому и почему?

11 В случае, когда Залогодателем выступает третье лицо, слово Залогодатель заменяется на Ф.И.О. Заемщика в соответствующем падеже (именуемого далее по тексту – Заемщик).