logo
ответы к госам

61. Основные задачи и регулирование бу. Основные правила ведения бу

Бух. учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщении информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движение путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:

- формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть финансовыми и материальными;

- размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции. Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Основные задачи бухгалтерского учета

. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.

Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.

Основными правилами ведения бухгалтерского учета в РФ (изложены в «Положении о бухгалтерском учете в РФ») являются:

1. Применение системы двойной записи. Это означает, что у каждого счета существует два раздела - дебет и кредит. Каждая финансово-хозяйственная операция отражается в учете по дебету одного счета и кредиту другого.

2. В бухгалтерском учете принят единый план счетов. Последний введен в действие с 1.01.95 г.

3. В учете существуют и применяются активные и пассивные счета.

Сущность разделения счетов на активные и пассивные заключается в объективном отражении специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.

Активными называются счета, которые имеют либо нулевое либо дебетовое сальдо (например, 01,51,50 счета) . Счета с дебетовым сальдо находятся в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету, расходывание по кредиту счета. Пассивными называются счета, которые имеют либо нулевое либо кредитовое сальдо (например, 85,80 счета) . Они являются зеркальным отражением активных счетов. Сальдо (остаток) по пассивным счетам находится в пассиве баланса.

Кроме активных и пассивных счетов существуют и применяются активно-пассивные счета. Эти счета могут иметь дебетовое, кредитовое, нулевое или оба сальдо одновременно. Примером такого счета может служить 71 счет (расчеты с подотчетными лицами) .

4. Ведение аналитического и синтетического учета.

Синтетический учет - это учет в разрезе укрупненных групп однородных операций. Примером регистра синтетического учета является Главная книга.

Аналитический учет - это учет по каждой конкретной операции. Регистрами аналитического учета являются оборотные и разработочные ведомости и таблицы.

5. Документирование хозяйственных операций. Документирование хозяйственных операций производится на основе первичных бухгалтерских документов, фиксирующих факт совершения сделки.

6. Исправление ошибок в бухгалтерском учете допускается одним из трех способов: - метод зачеркивания зачеркивается неправильная надпись, рядом пишется правильная и ставится подпись ответственного лица - метод красного сторно- рядом с неправильной дописывается правильная надпись красным цветом - справка и исправительная проводка. Иные исправления не допускаются.

7. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в денежном выражении путем суммирования проведенных расходов. Баланс составляется в валюте РФ.

8. Бухгалтерские документы хранятся в установленном законодательством порядке и сроках. Расчеты по заработной плате хранятся 75 лет.

9. Инвентаризация. Существует обязательная инвентаризация и инвентаризация по распоряжению руководства. Обязательная инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц и при проверке кассового остатка.