logo
Makroekonomika_shpory

18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Модель is-lm

Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках.

Модель двойного равновесия была разработана известным английским экономистом Дж. Хиксом и получила название IS-LM модель.

Дж. Хикс был последователем Дж.М. Кейнса, и модель базируется на кейнсианских теоретических положениях. Согласно им национальный объем производства равен национальному доходу.

Чтобы построить модель IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства или национального дохода. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем плановых инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Но, согласно Кейнсу, именно равенство совокупных расходов национальному доходу определяет равновесие на рынке товаров.

Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции I, процентную ставку i.

Модель IS-LM.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и i, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM — все комбинации Y и i, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Для того чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е — единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Кривые IS, LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов. Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой IS. Изменения спроса на деньги, предложения денег сдвигают кривую LM.

Наибольший интерес представляют сдвиги кривых, происходящие при изменениях государственных расходов и предложения денег, На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке iE прирост инвестиций.