25,. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
В РБ бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в рамках СССР осуществлялись некоторые меры фин. регулирования со стороны гос-ва, но поскольку в социалис. эк-ке считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, то бюджетно-налоговая политика просто не предполагалась. С 1992 года налогообложение в нашей стране находится в состоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении стр-ры республиканских и местных налогов, уточнения их функциональной роли и т.д. В соответствии с Законом РБ «О бюджетном устройстве» мы перешли на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного.
Согласно Закону РБ Республики Беларусь «О налогах и сборах» применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.
Налогово-бюджетная политика в нашей стране направлена на: - обеспечение роста экономики укрепление финансово-кредитной системы; - поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы; - повышение уровня жизни посредством роста зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья; - обеспечения гос. поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики.
В ходе унификации методологии статистики гос. финансов основная задача состоит в гармонизации нац. бюджетных классификаций на основе международных стандартов в этой области. Так, согласно этой методологии, классификация доходов бюджета в 2009 году позволяет четко разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет, отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и ФСЗН по разделам классификации, проводить качественный анализ доходов бюджета и обеспечивать международную сопоставимость пок-лей бюджета РБ. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, акцизы, подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной пол-ки в мировой практике служат следующие пороговые значения: • дефицит бюджета – не более 3% ВВП; • уровень гос-го долга для переходных эк-к – не более 55% ВВП; • уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета – не более 30%. В РБ показатели фин. безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критич-х знач.
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2-3% ВВП. С 2004 года из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты НБ, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.
Выплаты по внешнему долгу не являются обременительными для гос-ва. В наст. время кредиторами РБ явл. Россия, Германия, США, МВФ. На протяжении всего периода существования внешнего долга Беларусь сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего гос. долга к ВВП при нормативе 50%, начиная с 1996 года, не превышало 10%. Внутренний и внешний долг в стране также находится на относительно постоянном уровне.
В «Основных направлениях социально-экономического развития РБ на период до 2010 года» прямо указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации осн. направлений и приоритетов социально-экономического развития страны.
- 11.Функции потребления и сбережения
- 12 Инвестиционный спрос. Функции инвестиций
- 13, Нестабильность инвестиций. Мультипликатор инвестиций
- 15. Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы
- 16. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции-сбережения» is.
- 17, Равновесие ден. Рынка. Кривая «предпочтения ликвидности – денежная масса. Lm
- 19. Цели и инструменты фискальной политики
- 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Модель is-lm
- 21 Автоматическая фискальная политика
- 20. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор гос. Закупок
- 22. Бюджет и бюдж. Дефицит. Финансиров. Бюдж. Дефицита и меры по сниж.
- 23 Мультипликатор сбалансированного бюдж.
- 24, Внутренний и внешний государственный долг
- 25,. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- 26. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
- 27 Создание банками денег. Денежный мультипликатор
- 28,Функции денег. Банковское дело и банковские операции
- 33 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- 34. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 36. Взаимосвязь инфл. И безр-цы в краткоср. И долгоср. Периодах. Кривые Филлипса
- 37, Антиинфляционное регулирование
- 41. Безработица. Типы безработицы. Полная занятость
- 42. Издержки безработицы. Закон Оукена
- 45,Экономические циклы
- 46,Типы и темпы экономического роста. Стадии экономического роста
- 43, Основные взаимосвязи в открытой экономике
- 44. Валютный курс
- 44. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
- 44 Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе
- 48. Социальная политика: содержание, направления
- 51, Государственная политика дохода. Кривая Лоренца
- 14, Формирование равновесного объема выпуска кейнсианской модели. Приведение экономики к равновесию
- 13. Равновесный объем национального производства. Модель «утечки-инъекции»
- 14. Парадокс бережливости
- 16. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- 17. Финансовая система. Структура, функции
- 18. Принципы налогообложения, справедливость в налогообложении
- 19. Эффективность налогообложения
- 20. Налоговые ставки и классификация налогов по платежеспособности
- 22. Фискальная политика в ходе экономического цикла
- 31. Деньги повышенной эффективности или денежная база
- 32. Денежный рынок. Кейнсианский подходы
- 33. Денежный рынок: Неоклассический подход
- 56. Платежный баланс
- 46Неокейнсианская модель экономического роста е. Домара
- 39. Влияние макроэкономической политики на равновесный совокупный спрос
- 52. Факторы и проблемы экономического роста
- 46,Неокейнсианская модель экономического роста р. Харрода. Акселератор
- 46,Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 46. Концепция рациональных ожиданий
- 43. Открытая и подавленная инфляция