logo
Makroekonomika_shpory

25,. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь

В РБ бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в рамках СССР осуществлялись некоторые меры фин. регулирования со стороны гос-ва, но поскольку в социалис. эк-ке считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, то бюджетно-налоговая политика просто не предполагалась. С 1992 года налогообложение в нашей стране находится в состоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении стр-ры республиканских и местных налогов, уточнения их функциональной роли и т.д. В соответствии с Законом РБ «О бюджетном устройстве» мы перешли на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного.

Согласно Закону РБ Республики Беларусь «О налогах и сборах» применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Налогово-бюджетная политика в нашей стране направлена на: - обеспечение роста экономики укрепление финансово-кредитной системы; - поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы; - повышение уровня жизни посредством роста зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья; - обеспечения гос. поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики.

В ходе унификации методологии статистики гос. финансов основная задача состоит в гармонизации нац. бюджетных классификаций на основе международных стандартов в этой области. Так, согласно этой методологии, классификация доходов бюджета в 2009 году позволяет четко разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет, отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и ФСЗН по разделам классификации, проводить качественный анализ доходов бюджета и обеспечивать международную сопоставимость пок-лей бюджета РБ. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, акцизы, подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной пол-ки в мировой практике служат следующие пороговые значения: • дефицит бюджета – не более 3% ВВП; • уровень гос-го долга для переходных эк-к – не более 55% ВВП; • уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета – не более 30%. В РБ показатели фин. безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критич-х знач.

Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2-3% ВВП. С 2004 года из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты НБ, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.

Выплаты по внешнему долгу не являются обременительными для гос-ва. В наст. время кредиторами РБ явл. Россия, Германия, США, МВФ. На протяжении всего периода существования внешнего долга Беларусь сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего гос. долга к ВВП при нормативе 50%, начиная с 1996 года, не превышало 10%. Внутренний и внешний долг в стране также находится на относительно постоянном уровне.

В «Основных направлениях социально-экономического развития РБ на период до 2010 года» прямо указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации осн. направлений и приоритетов социально-экономического развития страны.