logo
Otvety_na_voprosy

50. Этапы венчурного финансирования инвестиционных проектов и их характеристика

Венчурное финансирование молодых инновационных компаний осуществляется, как правило, поэтапно, причем разные этапы финансируются разными венчурными инвесторами. Венчурный капиталист не инвестирует все средства одновременно, а каждый раз выделяет сумму, достаточную лишь для достижения следующего этапа. Таким образом, при периодической переоценке перспектив реализуемых финансируемой фирмой проектов он может принять решение о прекращении инвестиций, что дисциплинирует менеджмент венчурной компании, исключая возможности вложения средств в неэффективные проекты.

  1. Достартовое финансирование, направляемое на проведение работ по теоретическому и практическому обоснованию коммерческой значимости будущего проекта. Автор идеи или небольшой коллектив новаторов ведет предварительные исследования и разработки, оценивает потенциальный рынок для новой продукции, готовит план деятельности будущей фирмы, предлагает пилотные образцы товаров и услуг. Финанасирование идет в основном за счет средств основателей, друзей, семьи. Это наиболее рискованные инвестиции, поскольку достоверная информация, позволяющая определить жизнеспособность предлагаемого проекта, практически отсутствует. Принятые идеи могут приносить инвесторам наиболее высокую прибыль - по разным оценкам от 50 до 75 % годовых.

  2. Стартовое финансирование. Этап связан с организацией инновационной венчурной фирмы и подбором ее основных сотрудников. Завершается разработка и испытание прототипа нового продукта, технологии или вида услуг, а также проводится изучение потребностей рынка. Переход к полноценному функционированию бизнеса. Руководители фирмы уже располагают формальным бизнес-планом, который служит основой для переговоров с венчурными инвесторами (на этом этапе бизнес-ангелами) для предоставления необходимых финансовых средств. Эти средства требуются для проведения заключительных исследований и разработок, позволяющих приступить к выпуску и реализации новой продукции.

  3. Этап начального расширения связан с переходом инновационной венчурной фирмы к практической деятельности по выпуску нового вида продукции или коммерческому освоению нового вида услуг. В это время фирма нуждается в рекламе, укреплении своей репутации у потребителей, преодолении конкуренции, создании сети сбыта, организации и совершенствовании управления производством. Прибыли от реализации продукции еще не обеспечивают на этом этапе необходимых финансовых возможностей для дальнейшего роста, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. В то же время имеющиеся активы фирмы не служат надежной гарантией для получения кредитов от коммерческих банков. Предприниматели вынуждены прибегать к услугам фирм и фондов венчурного капитала.

  4. На этом этапе новая фирма начинает приносить прибыль, и вероятность ее банкротства существенно уменьшается. Компания завоеввывает долю рынка, прибыль стабилизируется. Теперь она может воспользоваться заемными средствами из традиционных финансовых источников. Привлечение новых инвесторов рискового капитала, как правило, прекращается. Создаются условия для выхода акций новой инновационной фирмы на рынок ценных бумаг.

  5. Стадия ликвидности. У компании возникает рыночная стоимость. В странах, где имеются внебиржевые рынки ценных бумаг, венчурные предприятия выходят на эти рынки. Для работы на бирже фирма должна пройти операцию листинга. Для вновь созданных фирм такая операция может оказаться непосильной. Поэтому в разных странах создаются внебиржевые рынки ценных бумаг. В США этот рынок называется NASDAQ. Условия выхода на этот рынок проще, чем на биржу. По достижении стадии ликвидности венчурный инвестор может выйти из проекта, продав свои акции на внебиржевых рынках. Иногда акции приобретает инновационное предприятие.