Возрастная психология.
| Младший школьный возраст (6-10 лет) | Средний школьный возраст – младший подросток (11-13 лет) | Старший школьник – старший подросток (14-17 лет) |
Характеристика возраста | Дети в этом возрасте очень доверчивы, исполнительны, послушны, восприимчивы, впечатлительны, быстро реагируют на все необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны (ребенок с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и «всеяден», с одинаковым упоением он воспроизводит как хорошие, так и плохие социальные образы). |
Девочки: более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики: агрессивны, энергичны, непоседливы, более эмоциональны чаще уклоняются от общественных дел. | Этот возраст перемен, противоречий и контрастов. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме. -Развиваются способности к той или иной специальности. -Дети закрыты от взрослых в плане своих переживаний, эмоций, чувств. -Они открыто выражают свое мнение. -Растет социальная активность. -Стремление достижения независимости от своей семьи. -Проявляются крайности в поведении («Я знаю все!) |
Ведущий вид деятельности | игра сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры | сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда грамотности. Общение со сверстниками играет огромную роль
| – интимно-личностный – общение |
Базальная (основная) потребность
| УВАЖЕНИЕ | ПОНИМАНИЕ | ПОНИМАНИЕ |
Социальная ситуация развития
| – ребенок-взрослый | – взрослый ребенок. Всему учится | ребенок-сверстник. Авторитет взрослого падает. |
| Младший школьный возраст (6-10 лет) | Средний школьный возраст – младший подросток (11-13 лет) | Старший школьник – старший подросток (14-17 лет) |
Потребности |
|
| |
Игры данного возраста | Настольные игры, развивающие мелкую моторику, сообразительность, память, внимание, предполагают сотрудничество между собой и вместе с тем несут в себе элемент соревнования. Они прекрасно дополняют ведущую деятельность этого возраста – учебу. Среди младших школьников популярны подвижные спортивные игры Их основные атрибуты – мяч, веревка, битка, клюшка, ракетка. Подобные игры собирают большую компанию ребят, которые играют вместе не потому что дружат, ,а скорее дружат потому что играют. Дети этого возраста любят также что-то мастерить, выпиливать выжигать, клеить. Они с увлечением мастерят подарки близким, устраивают домашние представления. | В этом возрасте игры выглядят совсем иначе. Их главный смысл и содержание – избирательное, интимно-доверительное общение. Здесь совсем не важны игрушки, важна ИГРА, общение, дружба. Наряду с играми-развлечениями, интеллектуальными и спортивными играми, возникают разного рода увлечения, которые уже нельзя назвать игрой, но которые не являются и серьезным занятием. Это может быть коллекционирование моделей самолетов и машинок, собирание гербариев и камней, «пиротехнические» опыты и т.п. Однако надо отметить в этот период «второе рождение» мягкой игрушки – подростки любят дарить их друг другу, подвешивать к школьному рюкзаку, и даже брать с собой в постель. |
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -10 лет
Физиологические особенности:
В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. Надо постоянно следить за ними, иметь при себе медикаменты (йод, зеленку, пластыри), чтобы постоянно не бегать к медику. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. От недостатка воздуха дети начинают быстро уставать и капризничать. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.
Особенности поведения:
Высокий уровень активности
Стремление к общению
Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо
Именно в этом возрасте идет различение полов
Стремление получать время на собственные занятия, интересы
Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным
Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры
Ведущей формой психики становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (основные игры – ролевые и сюжетные, лепка, рисование, конструирование, музыка).
Новообразования :Первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Это очень важно для формирования нравственных понятий. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социальные эталоны поведения. Которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для детей имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера.
Образ телесного «Я» (лисички, черепашки – съеживаются, кузнечики – активность через край)
Мышление – эгоцентрическое. Развивать нужно мы, т.е. мы сделаем.
Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.
Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным факторам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни.
Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.
Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.
Задача в процессе работы:
Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих мир.
Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.
Советы воспитателю:
- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить)
- Развитие умения лазить и пользоваться качелями
- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)
- Обеспечение конкретности поручения
- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел
- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей
- Дети нуждаются в похвале
- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)
РЕБЕНОК-ПОДРОСТОК 11-13 ЛЕТ
Физиология:
Активно развивается сердечно сосудистая система, сердце работает не ритмично. Необходимо чередование видов деятельности – подвижных и неподвижных, ритмичная деятельность (дискотеки). Важны воздушные процедуры – проветривания, походы, выходы, чтобы активно поступал кислород. С 11 лет – первый этап полового созревания. У мальчиков появляются вторичные половые признаки. У девочек – начинается менструальный цикл =>повышенное внимание проблемам гигиены! Идет неадекватная реакция на свою физиологию – возможно издевательство над быстрее созревающимися сверстниками.
Социальная ситуация развития – взрослый ребенок. Всему учится
Ведущий вид деятельности – сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда граммотности. Общение со сверстниками играет огромную роль
Новообразование – осознание своих мыслей и себя.
В этом возрасте происходят резкие качественные изменения психики – вожатый должен вытупать в роли психолога-советчика. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности. Дети очень восприимчивы. Идет демонстрация принадлежности к тому или иному полу. Вожатый должен выступать в роли положительного примера.
Педагогические особенности:
- организация коллективных игр для мальчиков и для девочек, предпочтение спортивным играм
- использование общего энтузиазма для какого-либо дела
- проявляется кумирование – необходимо следить, чтобы кумир был положительным персонажем
- проявляется интерес к заработку
- не любят и не воспринимают критику
- стремление к соревновательности
- повышенный интерес к противоположному полу
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (ранняя юность) 14-17 ЛЕТ
Физиология:
Происходит расцвет полового созревания. Девочки на два года опережают мальчиков в развитии. У мальчиков происходят непроизвольные гормональные всплески – т.е. неожиданно может происходить блокирование всех физиологических процессов. Отсюда как следствие агрессия или замкнутость в себе. Необходимо деликатное обращение с ними.
Психологические особенности:
В эти годы происходит профессиональная ориентация подростков, задумываются о выборе профессии. Развиваются способности к той или иной специальности. Важно личностное самоопределение. Дети закрыты от взрослых в плане своих переживаний, эмоций, чувств. Они открыто выражают свое мнение. Влиять на них надо опосредовано, избегать нотаций и указаний, быть другом и товарищем. Разумно реагировать на шалость. Предоставлять свободу в разумных пределах. Наблюдается беспокойство о своей внешности. Растет социальная активность. Стремление достижения независимости от своей семьи. Возникновение первой любви! Проявляются крайности в поведении («Я знаю все!)
Социальная ситуация развития – ребенок-сверстник. Авторитет взрослого падает.
Ведущий вид деятельности – интимно-личностный – общение
Новообразования (особенности):
Возрастное ограничение – отрыв от поколения (не могут примкнуться ни ко взрослым, ни к младшим) + чувство взрослости
Длительная экономическая зависимость (одни богаты, др. нет)
Нестабильность в мире
Общество средств массовой информации + отработка форм сексуального поведения. Самое главное – комплекс уникальности
Идет реакция группирования – чувство принадлежности
Моральный выбор профессии. Кем быть? Кикам быть? – самоопределение
ХОЧУ МОГУ НАДО
Что дано реально Нужно ли это?
Интерес
Особенности мышления – оценивание реальных результатов с тем, что могло бы произойти. Мышление характеризуется стремлением к обобщениям.
Действия педагога:
Развитие органов соуправления
Оказание помощи подросткам в том, чтобы их принимали сверстники, чтобы каждый почувствовал себя значимым.
- Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу. Нужно устраивать игры на взаимоотношения между полами. Играть в осмысленные и интересные игры.
- руководство подростками так, чтобы не было контроля (строгого) от взрослых
- создание условий для отдыха
Методы работы с разновозрастным отрядом.
Плюсы и минусы РВО.
"+":
при хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить и работать с младшими
младшие стучат (и хорошо стучат) на старших.
соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками. По выражению французского писателя А. Моруа, «Товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».
Эффективный вид эмоционального контакта
"-":
сложность организации отрядных мероприятий
сложность соблюдения режима дня (для каждого возраста индивидуальный)
дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.
Как правильно организовать работу в таком отряде.
Все, чего вам нужно добиться для эффективной работы - это создать "семью". Добиться этого легко, выполняя следующие нехитрые правила:
замкнуть старших на младших при вашем контроле.
не селить в одной комнате детей уж сильно разного возраста (потому что у них возникает множество конфликтов, в которых будет невозможно разобраться).
все правила и элементы игр вводить постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда.
выбирать деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе.
дать почувствовать каждому ребенку, что его мнение ценно и важно.
формируя орган самоуправления, избегать доминирования и самоуправства.
Все остальное же делается, как в обычном отряде.
Какие игры можно проводить?
Игры: на сплочение средней сложности, любые спортивные, игры на весь день
остальные игры проводить, разделяя детей по группам и каждому свое.
Но самое лучшее, это трансформировать одну и ту же игру под определенный возраст, естественно старшим усложнить задачу, а младшим максимально упростить, и не забывайте о времени проведения игры для каждого возраста.
- Курс лекций.
- Оглавление
- Единые педагогические требования
- Поощрение в условиях детского лагеря.
- Возрастная психология.
- Лидерство в вдк.
- Теория развития временного детского коллектива (вдк).
- Игротехника
- Конфликтология.
- Функции конфликтов
- Трудные и социальные дети.
- Правовое положение ребенка в дол.
- 1. Общие положения
- II. Организация деятельности лагеря
- III. Основы деятельности лагеря
- VI. Имущество и средства учреждения
- Составление план-сетки и документация вожатого. План.
- 1.Тетрадь регистрации 2. План-сетка 3. Дневник вожатого 1.Регистрация
- 2. План-сетка
- Отрядная план-сетка
- Профильные смены.
- Техника безопасности в детском лагере.
- Огоньки.
- Оформление отрядного уголка.
- История вожатства и студенческого движения.
- Молодежная общероссийская общественная организация «российские студенческие отряды»
- Приморское региональное отделение молодёжной общероссийской организации «российские студенческие отряды»
- Структура мооо «рсо»
- Представители мооо «рсо»