Теория развития временного детского коллектива (вдк).
Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Исследования, проведенные педагогами К. Н Травиным, А. И. Лутошкиным, Т Н. Мальковской, Л К. Кленевской и другими показывают, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие.
Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:
— оргпериод (1 этап, адаптационный период);
— основной период (2 этап),
— итоговый период (заключительный, 3 этап)
Параметры | Организационный период | Основной период | Итоговый период |
Цели |
Создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности.
|
Формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.
|
Превращение отряда в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. |
Задачи |
| 1.продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей; 2. контролировать состояние здоровья детей; 3.требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов; 4.организовывать групповое творческое взаимодействие, посредством разнообразной деятельности; 5.развивать лидерские качества детей; 6. продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком. |
|
Деятельность | 1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей. 2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей. 3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей. 4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми. 5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив. 6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира. 7. Организовать индивидуальную работу с детьми.
| 1. игра и коллективно - творческая деятельность.
2. право выбора для участия в деятельности. |
|
Доминирующая деятельность | Игра и организованная общественная деятельность | 1.Комплексные дела (отряд и отряд, большое количество групп) 2. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности. 3. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел. 4. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода. 5. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности. 8. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей. 6. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности. 7. Вникать в отношения, складывающиеся в отряде, корректировать их. 8. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.
| Проверка знаний (познание себя) |
Позиция педагога | “диктатор” (особенно в утренний период) | “демократ”, “дипломат” и педагогическое руководство | Старший друг, советчик. |
Методы | — убеждение (словом, примером); — требование (прямое, косвенное); — поручение (временного характера); — соревнование (в конкурсах, играх, КТД); — игра; — поощрение.
| — поручение; — соревнование; — игра; — поощрение; — убеждение; — требование.
| Поощрение и т.д. |
Первая конфликтная зона в работе педагога
В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис – «пик трудности». Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.
Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону.
Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.
Вторая конфликтная зона в работе педагога
В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый «пиком привыкания». Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.
В период конфликтов педагогу необходимо:
вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.
Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (перед всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.
Третья зона конфликта в работе педагога
В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.
Показатели сложившегося детского коллектива:
успех коллектива в любой деятельности;
наличие гуманистических отношений между детьми;
мировоззренческое единство;
активность всех членов коллектива;
стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;
потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения;
общественное мнение действует постоянно.
- Курс лекций.
- Оглавление
- Единые педагогические требования
- Поощрение в условиях детского лагеря.
- Возрастная психология.
- Лидерство в вдк.
- Теория развития временного детского коллектива (вдк).
- Игротехника
- Конфликтология.
- Функции конфликтов
- Трудные и социальные дети.
- Правовое положение ребенка в дол.
- 1. Общие положения
- II. Организация деятельности лагеря
- III. Основы деятельности лагеря
- VI. Имущество и средства учреждения
- Составление план-сетки и документация вожатого. План.
- 1.Тетрадь регистрации 2. План-сетка 3. Дневник вожатого 1.Регистрация
- 2. План-сетка
- Отрядная план-сетка
- Профильные смены.
- Техника безопасности в детском лагере.
- Огоньки.
- Оформление отрядного уголка.
- История вожатства и студенческого движения.
- Молодежная общероссийская общественная организация «российские студенческие отряды»
- Приморское региональное отделение молодёжной общероссийской организации «российские студенческие отряды»
- Структура мооо «рсо»
- Представители мооо «рсо»