Объем страховой премии в расчете на одного человека (в долл. Сша)
Страна | Всего | В том числе страхование жизни |
Швейцария | 2923,1 | 1230,8 |
США | 2067,6 | 1210,8 |
Япония | 2576,1 | 673,5 |
Великобритания | 1769,4 | 627,0 |
Франция | 1469,5 | 638,4 |
Германия | 1329,3 | 805,8 |
Швеция | 1316,4 | 649,0 |
Испания | 532,3 | 351,5 |
Россия | 40 | 15 |
Так, по подсчетам специалистов, проведенным в 1999 г., приобретение полисов долгосрочного страхования жизни зарубежных и отечественных страховых компаний среди приоритетов финансовых вложений россиян занимали шестое и двенадцатое место соответственно.
Общий объем премии, собранной всеми перестраховочными компаниями России в 2000 г., составил более 3,5 млрд. руб. против 1,6 млрд. в 1999 г. При этом темпы сбора премий российскими перестраховщиками выше, чем темпы сбора премий страховыми компаниями (табл. 3).
Таблица 3
Темпы роста сбора перестраховочной премии страховыми и перестраховочными компаниями России (в %)
| 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Страховые компании | 126 | 125 | 118 | 162 | 177 |
Перестраховочные компании | 342 | 172 | 168 | 271 | 216 |
Следует ожидать, что достаточно высокие темпы развития перестраховочных компаний сохранятся и в будущем. Отрицательными факторами такого развития могут стать недостаток собственных средств и наличие на рынке дочерних иностранных страховых компаний.
Таким образом, потенциальная емкость российского перестраховочного рынка продолжает расти, однако его реальное развитие сдерживается недостатком собственных капиталов перестраховщиков. Вследствие этого размещение крупных имущественных рисков в России весьма ограничено, а передача их за рубеж не всегда возможна в силу отсутствия необходимой статистики, неподготовленности объектов страхования и других причин.
По сравнению с показателями экономик развитых стран и, соответственно, развитых страховых рынков, отечественный рынок перестрахования весьма невелик. Общий объем премии, собранной всеми отечественными перестраховочными компаниями в 1995 году составил 13,9 млн. долларов США, то есть к отечественным перестраховщикам попало 1,7% страховых премий по имущественным видам страхования. Однако необходимо учитывать, что темпы роста сбора премий российскими перестраховыми компаниями выше, чем темпы роста сбора премий страховыми компаниями.
Перестрахование является необходимой составляющей страхового рынка. Возможны дискуссии по поводу правового оформления перестраховочных операций: является ли это особой формой страхования и требует ли такого же оформления договора или перестрахование – совершенно особые отношения среди «клуба страховщиков», связанные с перераспределением страховых рисков на качественно ином уровне международного страхового хозяйства. Перестрахование в еще большей степени, чем само страхование, раскрывает сущность отношений по перераспределению риска среди участников страховых отношений, когда страховой случай, произошедший, например, в Калифорнии, может привести к катастрофическим последствиям для финансовой устойчивости страховщика в Мюнхене или в Москве.
Перестраховщик принимает на себя обязанности в той или иной форме участвовать в обеспечении страховых выплат. Легко заметить, что при этом роль перестраховщика в выполнении первым страховщиком обязательств по договору очевидна, а в случае значительного размера цессии - делается определяющей. Поэтому с развитием мирового страхового и перестраховочного хозяйства все более острым становится вопрос о надежности перестраховочных операции и оценок платежеспособности перестраховщика. Главная сложность в решении этой задачи состоит в том, что границы перестраховочного рынка намного шире рамок национального законодательства, так как в одном перестраховочном договоре могут принимать участие перестраховщики, расположенные в Англии, США и Германии - странах, в каждой из которых существуют известные национальные особенности в страховом законодательстве о платежеспособности страховщика.
В настоящее время на операции по перестрахованию в России приходится около 13% совокупной страховой премии. Хотя в стране и действуют 26 специализированных перестраховочных компаний, доля их в перестраховочных операциях не велика. Крупные риски (авиационные, космические) просто не могут быть перестрахованы в силу недостаточности собственных средств. Поэтому часть ответственности по этим рискам передается иностранным перестраховщикам.
В рамках законодательного регулирования перестрахования целесообразно определить размер минимального собственного удержания компании-страховщика установить обязательную квоту перестрахования на внутреннем рынке; ввести предел перестрахования в одной страховой организации (национальной или зарубежной) и в компаниях одной страны; исключить передачу в перестрахование за рубеж рисков в случаях, когда для этого нет экономической необходимости. В перспективе целесообразно создание в России мощной общенациональной перестраховочной акционерной компании с возможным участием государства.
Правовое регулирование перестрахования может быть дополнено налоговым механизмом, стимулирующим перестрахование на внутреннем рынке и соответственно ограничивающим размеры передачи перестраховочных рисков за рубеж. При этом перестрахование у компаний с участием иностранного капитала и с российской лицензией рассматривается как перестрахование на внутреннем рынке.
Однако подходить к такому регулированию надо крайне осторожно. В ряде стран СНГ (Украина, Белоруссия) были введены ограничения на перестрахование у зарубежных перестраховщиков, что в условиях неразвитости национальных рынков привело к резкому ухудшению финансовой устойчивости страховых операций и невозможности динамичного развития рынка.
Следует, по нашему мнению, также предусмотреть, чтобы все действия по перестрахованию рисков между страховыми организациями СНГ носили приоритетный характер.
Требует дальнейшего совершенствования и система надзора за страховой деятельностью, детализация и уточнение контрольных функций государственного надзора. Со временем необходимо сближение положений, регулирующих действия надзора за страховой деятельностью в России и других странах СНГ, с требованиями, установленными директивами ЕС.
Это поможет выправить положение, которое характеризуется ослаблением контроля, снижением эффективности надзора, изоляцией как от надзорных органов стран СНГ, так и всего международного сообщества. При этом в законе должен быть четко сформулирован юридический статус контрольного органа, его структура, функции, источники финансирования, закреплены основные положения осуществления всех стадий контроля, определена система санкций и мер, применяемых к страховым организациям.
Весьма болезненным вопросом для всех стран СНГ является вопрос о допуске иностранного капитала на национальные страховые рынки.
Здесь очень важная роль принадлежит государственным организациям, занимающимся вопросами регулирования деятельности иностранных страховщиков на российском и других страховых рынках Содружества.
На 1 января 2000г. в России было зарегистрировано 74 страховых организаций с иностранным участием. Общий объем капитала иностранных участников в страховых организациях был равен 73 млн. долл., или 4,5% совокупного капитала страховых компаний. Доля иностранцев в общем объеме страховой премии составила 177 млн. долл., или 3%. Наибольшее число смешанных компаний учреждено с участием фирм Кипра (53% компаний), далее следуют страны СНГ (6%), Великобритания (6%), Германия и Испания (по 5 %), США (4%).
Деятельность иностранных страховых компаний в странах с переходной экономикой, включая Россию, может рассматриваться как составная часть процесса формирования частного рынка страхования. На страховых рынках ряда стран Центральной Европы доля иностранных страховщиков весьма ощутима. Так, в Венгрии на них приходится более 93% вложенных в страховой бизнес средств, в Латвии – 50%, в Чехии – 35%, в Словакии и Эстонии – около 30%, в Польше – 17%. Однако роль их и влияние на развитие страхового дела в каждой из названных стран нельзя оценить исходя только из этих показателей. Необходимо, опираясь на мировой опыт, дать более развернутую характеристику, включающую как положительную, так и возможную негативную оценку иностранного участия.
Безусловно, в пользу такого участия можно отнести обычно имеющее место улучшение качества обслуживания в сфере страхования; передачу новых технологий и ноу-хау; аккумуляцию национальных сбережений (с учетом развития операций и дополнительного инвестирования); приток нового капитала (в основном за счет увеличения размера уставного капитала и страховых резервов); более разумное распределение рисков (включая перестрахование за границей); совершенствование регулирования страховой деятельности со стороны государства (с использованием международного опыта).
Наряду с этим ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство. Это прежде всего возможное доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке; снижение возможности развития страхового дела с помощью национальных страховщиков; необходимость сохранения национального контроля за страховой системой (с учетом интересов национальной безопасности); возможность оттока капитала в результате деятельности иностранцев.
Все это – доводы в пользу создания примерно равных условий для национальных и иностранных страховщиков. Однако на национальном страховом рынке должны присутствовать авторитетные иностранные компании, а в целях решения проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, должна действовать утвержденная правительством адекватная система регулирования страховой деятельности, которая обеспечивала бы соблюдение национальных приоритетов. Россия явно нуждается в приходе на рынок квалифицированных страховых организаций с длительным опытом работы. Именно национальные интересы диктуют необходимость отсечь иностранные фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в области страхования.
- Глава 1. Понятие перестрахования, его сущность.
- 1.1. Возникновение перестрахования.
- 1.2. Российский и мировой рынок перестрахования.
- Структура премии, передаваемой в перестрахование (1995-2000гг.)
- Объем страховой премии в расчете на одного человека (в долл. Сша)
- 1.3. Регулирование перестраховочных операций.
- 1.4. Сущность и теоретические основы перестрахования.
- 1.5. Основные понятия и термины, применяемые в перестраховании.
- 1.6. Перестрахование и сострахование.
- 1.7. Российское законодательство о перестраховании.
- Глава 2. Передача рисков в перестрахование.
- 2.1. Методы передачи рисков перестрахования.
- 2.2. Виды договоров пропорционального перестрахования.
- 2.3. Виды договоров непропорционального перестрахования.
- 2.4. Исковая давность и судебные споры
- Глава 3. Анализ операций перестрахования на практическом материале.
- 3.2. История возникновения оао «Росгосстрах».
- 3.3. Анализ финансового результата от операции перестрахования
- Сравнительный анализ финансовых результатов операций перестрахования.