2.3. Менеджмент в страховании
Менеджмент в страховании определяется как научно – практическое направление, ориентированное, на обеспечение эффективного функционирования страховых организаций в рыночных условиях хозяйствования.
Цель – создать эффективную страховую организацию и при необходимости подвергать ее корректировке так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам страхового рынка Главная особенность менеджмента в страховании – управление в условиях риска. Обязанность менеджера в этих условиях не избегать риска, а предвидя его, снизить возможные негативные последствия до минимума. Целенаправленные действия по ограничению риска в системе страховых отношений называются риском менеджмента.
Риск – менеджмент позволяет оценить величину страхового риска, близкую к действительной, оценить экономические последствия деятельности страхования, разработать и осуществить меры, при помощи которых могут быть компенсированы вероятностные негативные результаты предпринимаемых действий. Риск – менеджмент включает два основных этапа:
подготовительный этап, который предполагает сравнение характеристик и вероятностей риска, полученных в результате анализа и оценки риска;
выбор конкретных мер, способствующих устранению или минимизации возможных отрицательных последствий риска.
Одним из приемов. Позволяющих своевременно реагировать на возможные отрицательные последствия деятельности страховщика, служат ситуационные планы, в которых находятся предписания. Что должно делать лицо реализующее рисковые решения, в той или иной конкретной ситуации и каких потерь следует ожидать. Процесс управления риском может быть разбит на следующие этапы:
1) Определение цели. Для человека это забота о здоровье, благополучии.
2) Выяснение риска. Выражается в осознании риска человеком, руководством организации, страховой компании и т.д.
3) Оценка риска – определение вероятности наступления страхового случая и величины возможного ущерба.
4) Выбор метода управления риском:
упразднение заключается в попытке избежать риска;
предотвращение потерь и контроль - означает деятельность по предотвращению случайностей (проводить противопожарные мероприятия. Следить за имуществом и т.д.;
страхование с позиций риск – менеджмента;
поглощение состоит в признании ущерба без возмещения его посредством страхования. Зачастую это риск вероятность наступления которого мала.
5) Оценка результатов – это анализ и оценка процесса управления данным риском: его положительные и отрицательные стороны, доходы и убытки, планы на будущее.
Для осуществления функций страховой компании, достижения поставленных целей формируется ее организационная структура управления.
Большинство страховых организаций функционирует по схеме: головной офис – филиалы. При этом и головной офис, и филиалы должны иметь собственную структуру для распределения функциональных обязанностей, избегать дублирования в работе.
Служащие филиалов подчиняются менеджеру, возглавляющему филиал. Менеджер филиала отчитывается перед региональным офисом, его менеджером. Менеджер регионального филиала – перед советом директоров компании. Задача Совета директоров – определять курс компании, назначать высших ключевых исполнителей и утверждать отчеты акционерам, включая годовой бухгалтерский отчет и рекомендуемое распределение дивидендов.
Составной частью процесса управления являются функции управления. Выделяются такие функции как планирование, организация, мотивация, контроль координация, прогнозирование.
План страховой организации представляет собой баланс доходов и расходов (финансовые результаты и их использование).
Планирование как элемент менеджмента включает в себя следующие этапы:
выбор цели;
оценку доходов и затрат, связанных с реализацией того или иного пути достижения цели;
последовательность действий для выполнения плана;
проверку и оценку плана.
При разработке плана в первую очередь учитываются: обеспечение финансовой устойчивости страховой организации. Расширение ассортимента видов услуг и др. особое внимание менеджера должно быть уделено активности поступления страховых взносов, которые представляют первичный доход страховщика, т.е. финансовую базу для всей последующей деятельности страховой организации. Таким образом, планирование в страховании – это попытка предвидения создания страхового фонда – источника страховых платежей. Жизненного уровня населения как главного фактора личного т имущественного страхования. План поступления страховых взносов можно рассматривать не только как управленческий план производителя страховых услуг, отражающий их объем, качество и ассортимент, но и как план состояния и движения страхового фонда.
Не менее важным элементом менеджмента, является прогнозирование. Прогноз – это вероятностная, но с высокой степенью достоверности оценка будущего состояния страховой организации, основанная на априорных - сведениях ее развития и состояния. Цель прогноза – выявить главные закономерности тенденции страховой деятельности.
- 2.3. Менеджмент в страховании.
- 2.4.Маркетинг в страховании.
- 2.5. Роль страхового агента и брокера в страховании.
- 2.2. Организационно – правовые формы страхования
- 2.3. Менеджмент в страховании
- 2.4. Маркетинг в страховании
- 2.5. Роль страхового агента и брокера в страховании
- 2.6. Конкуренция, конкуренты и конкурентоспособность страховой компании
- Контрольные вопросы