Методика оценки кредитоспособности заемщика
При оценки юридического лица кредитной организацией на постоянной основе должна проводится оценка финансового состояния заемщика по методике, содержащейся в кредитном досье банка. Процедуру ранжирования предприятия-заемщика можно свести к нескольким этапам присвоения баллов в зависимости от расчетных значений финансовых показателей по каждой из групп. По сумме полученных баллов производится классификация заемщиков по пяти группам, начиная неудовлетворительного рейтинга и заканчивая высоким.
Позиции:
Наличие расчетного счета – банк рассчитывает средние остатки за операционный день по расчетному счету организации за последние 3 месяца, затем полученные суммы сравниваются со средними значениями аналогичных остатков по банку.
Среднее значение остатков за месяц в процентах от среднего значения по банку
От 20 до 50% - 1 балл
От 50 до 70% - 2 балла
От 70 до 100% - 3 балла
От 100 до 200% - 4 балла
Свыше 200% - 5 баллов
Если нет счета в банке – 0 баллов
Движение денежных средств клиента – кредитная организация рассчитывает среднемесячное значение поступление денежных средств на расчетный счет организации, затем полученная сумма сопоставляется с величиной запрашиваемого кредита
Кредитовые обороты по расчетному счету
Движение денежных средств по кассе
Процент итоговой суммы от величины требуемого кредита
От 0 до 20% - 0 баллов
От 20 до 50% - 1 балл
От 50 до 75% - 2 балла
От 75 до 100 – 3 балла
От 100 до 200% - 4 балла
Свыше 200% - 5 баллов
Время, в течение которого заемщик является клиентом банка. Баллы присваиваются в зависимости от количества лет предварительного сотрудничества
Не сотрудничали ранее – 0 баллов
До 1 года – 1 балл
2 года – 2 балла
3 года – 3 балла
4 года – 4 балла
Свыше 5 – 5 баллов
Если организация вновь созданная:
Менее 3 месяцев – 0 баллов
До 1 года – 1 балл
От 1 до 2 лет – 2 балла
От 2 до 3 лет – 3 балла
4 года – 4 балла
Свыше 5 лет – 5 баллов
Оценка кредитной истории заемщика – степень ответственности, имеется ли ранее кредит и т.д.
Если основная сумма долга и проценты по ссуде просрочены более чем на 5 дней – 0 баллов
Если у заемщика отсутствует кредитная история и он впервые обращается за ссудой – 2 балла. Если заемщик не имеет кредитной истории в банке, то, как правило, данное обстоятельство трактуется положительно, в пользу заемщика, хотя возможны и исключения
Проценты и основная сумма долга просрочены менее чем на 5 дней – 3 балла
Если основная сумма долга и проценты просрочены не были – 5 баллов
Деловая репутация компании – при оценки будет учитываться практика взаимоотношений заемщика с налоговыми органами, с государственными службами (лицензионная палата, служба санитарного контроля, взаимоотношения с контрагентами). По итогам субъективного мнения кредитного инспектора присваиваются баллы от 0 до 2
-
Содержание
- Взаимодействие банка и предприятия
- Организация работы банка с клиентами
- По этапу работы банка и клиента и типу проводимых операций
- В зависимости от целей проводимо экономической работы
- Функции отделов кб по работе с клиентами
- Особенности подготовки и заключения кредитного договора
- Методика оценки кредитоспособности заемщика
- Оценка финансового состояния заемщика
- Расчет итоговой суммы баллов
- Выбор источника финансирования хозяйствующего субъекта, лизинговые операции и финансовое обеспечение лизинга
- Факторинговое обслуживание клиентов (финансирование под уступку требования)
- Расчет стоимости факторинговой услуги
- Бюджетирование
- Трастовые операции
- Преимущества трастовых операций
- Особенности трастовых операций
- Траст – счета. Особенности открытия и ведения
- Доверительное распоряжение имуществом предпринимателей
- Особенности управления имуществом несостоятельных лиц
- Расчет комиссионного вознаграждения
- Планирование и погашение задолженности
- Дисконтирование
- Расчет эквивалентности ставок годовой доходности и ставки дисконтирования
- Соотношение между эффективной и номинальной ставками
- Оценка потоков финансовых платежей
- Поиск оптимальной структуры капитала
- Оценка банком инвестиционной привлекательности компании