logo
Взаимодействие банка и предприятия лекции

Факторинговое обслуживание клиентов (финансирование под уступку требования)

Факторинг – переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований, возникающих между организацией и контрагентами. Факторинговой компании передаются счета-фактур или векселя, подтверждающие наличие коммерческого кредита между данной организацией и ее клиентами-дебиторами.

Факторинговые операции регламентируются на территории РФ ГК РФ, в котором данная финансовая услуга прописана как финансирование под уступку требования. На международном рынке факторинговая операция регламентируется от 1988 г. конвенцией о международном факторинге, согласно которой под факторингом понимается финансовая услуга, отвечающая следующим обязательным требованиям:

  1. Наличие кредитования в форме предварительной оплате долговых требований

  2. Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации

  3. Инкассирование задолженности

  4. Страхование поставщика от кредитного риска

  5. Неотъемлемым требованием является также учет счетов-фактур и накладных

Факторинговому обслуживанию не подлежат следующие фиды организаций:

  1. Организация, имеющая широкий перечень дебиторов с небольшой величиной дебиторской задолженности

  2. Организация, занимающаяся выпуском узкоспециализированной продукции

  3. Строительная организация, работающая с субподрядчиками

  4. Предприятие, специализирующееся на послепродажном обслуживании (ввиду угрозы использования компенсационных сделок)

  5. Организация, работающая с клиентами на долгосрочной основе и выставляющая счета по завершению определенных этапов работ

Виды факторинговых операций на российском и международном рынке:

  1. Внутренние – если поставщик и клиент находятся на территории одной страны

  2. Открытый – если должник уведомлен о совершении данной сделки, в противном случае факторингоая операция будет носить закрытый характер – закрытый факторинг

  3. С правом регресса либо без права регресса

  4. Экспортный и импортный