Тема 13. Основы банковского маркетинга.
Специфика банковского маркетинга. Основные цели, задачи и принципы маркетинга в банке. Основные этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии коммерческого банка. Система маркетингового контроля.
Маркетинг кратко характеризуется как «рыночная теория управления».
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики.
Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно-финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий в банке являются деньги.
Стратегия совершенного банковского маркетинга состоит в изучении рыночного спроса с целью более полного удовлетворения потребностей клиента.
Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между банковскими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.
Содержание маркетинговой стратегии банков:
- удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения приложения новых услуг и продуктов;
- привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;
- улучшение имиджа банка;
- освоение инструментов маркетинга.
Каждый банк должен определить стратегию конкурентной борьбы и способы захвата или удержания рынка сбыта банковских продуктов и услуг.
Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:
1 этап: сбор информации о состоянии рынка, т.е. собирается информация о соотношении спроса и предложения на рынке банковских услуг, о возможностях самого банка, анализируется внешняя макросреда, экономические, политические, демографические факторы, влияющие на деятельность банка.
2 этап. Определение рыночной стратегии предполагает выбор такой линии поведения, которая приблизила бы потенциальные возможности банка к требованиям рынка. Для этого необходимо произвести сегментацию рынка, т.е. следует разделить рынок банковских услуг на отдельные группы потребителей. Рассмотрим группы потребителей. Каждая группа разбивается на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями, например по физическим лицам:
- на богатых и массовых клиентов;
- по возрасту;
- по социальному статусу и т.д.
И в зависимости от этих факторов разрабатывают виды вкладов, кредитов, других банковских продуктов.
3 этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга, что включает в себя:
- планирование, определение ассортимента банковских услуг;
- разработка продукта (услуги), т.е. подготовка нормативных документов, обучение сотрудников, разработка технологии банковских операций, определение способа внедрения продукта, испытание качества нового продукта и т.д.
4 этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности является основой проводимой работы, т.к. любая банковская услуга должна приносить банку прибыль, а не убыток.
Выделяют маркетинг кредитного рынка, маркетинг депозитного рынка, маркетинг рынка ценных бумаг и валютного рынка.
Основные задачи специалистов-маркетологов в банке в первую очередь состоят в правильной оценке целевых рынков банковских услуг по следующим критериям:текущая доходность;допустимая степень риска;перспективы роста активов банка;другие показатели.
От грамотно организованного маркетинга зависит финансовое состояние банка, его имидж, устойчивость в конкурентной борьбе.
1
Yandex.RTB R-A-252273-3- Ккл по Дисциплине: «банковское дело». Содержание дисциплины
- Тема 1. История развития банковского дела.
- Тема 2. Сущность и функции Центрального банка рф.
- Тема 3 . Коммерческие банки, сущность, виды и структура.
- Тема4. Коммерческий банк и система денежных расчетов.
- Тема 5. Ликвидность и платежеспособность.
- Тема 6. Кредитные операции банков.
- Тема 7. Особые формы кредита
- Тема 8. Вексельное обращение.
- Тема 9. Инвестиционная деятельность банков.
- Тема 10. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков.
- Тема11. Особенности бухгалтерского учета в банке.
- Тема 12. Основы банковского менеджмента.
- Тема 13. Основы банковского маркетинга.