73. Андеррайтинг ценных бумаг.
Эмитент, который собирается привлечь средства на основе выпуска ценных бумаг, для этого имеет только две принципиально отличные возможности: организовать эмиссию и размещение ценных бумаг самостоятельно или привлечь профессионалов на рынке ценных бумаг, т.е. воспользоваться услугами андеррайтера.
Андеррайтер - это профессиональный участник рынка ценных бумаг или их группа, обслуживающая и гарантирующая эмиссию ценных бумаг эмитента, осуществляющая их покупку для дальнейшей перепродажи публике.
В соответствии с российской нормативной базой андеррайтер - это лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и. по поручению эмитента. Видно, что такое определение гораздо «беднее», поскольку, не включает в андеррайтинг все виды услуг по организации самой эмиссии, после рыночной поддержке и т.д.
Андеррайтинг ценных бумаг - организация эмиссии ценных бумаг для клиента - эмитента ценных бумаг и гарантирование в той или иной форме их размещения на первичном рынке.
В России впервые андеррайтинг ценных бумаг был применен при размещении облигаций муниципальных займов. Так, муниципальный заем в Новосибирске обслуживал Инвестиционный (эмиссионный) синдикат: Сибирский банк, Новосибирсквнешторгбанк, Россельхозбанк и Первая всесибирская инвестиционная компания. Каждый из участников синдиката брал на себя обязательства по приобретению от своего имени и за свой счет определенного количества облигаций. В общей сложности гарантированная ими часть ценных бумаг составила 35% облигационного займа, но реально была выкуплена большая 1 доля эмиссии.
Облигации муниципального займа Нижегородской области (март 1993г.) выкупались эксклюзивным официальным дилером займа АКБ «Нижегородский банкирский дом» небольшими партиями по номинальной стоимости и в дальнейшем размещались среди населения по рыночной цене. Для этого банком была создана разветвленная сеть торгово-операционных точек при почтовых отделениях Нижнего Новгорода и узлах связи Нижегородской области.
Первый андеррайтинг корпоративных ценных бумаг был применен при эмиссии акций приватизированного предприятия «Красный Октябрь» (эмиссия была зарегистрирована в декабре 1994 г.). Андеррайтеры (ими были английские компании) в качестве платы за андеррайтинг получили 10% суммы реально привлеченных средств. Затраты на подготовку проспекта эмиссии, рекламную компанию и т.д. составили 700 тыс. долл., однако эмиссия не была размещена полностью - 1,6 млн. акций были аннулированы.
В настоящее время андеррайтинг как деятельность используется на российском рынке ценных бумаг редко. Причиной этому в первую очередь является низкий спрос на услуги такого рода, поскольку нет новых эмиссий ценных бумаг.
Функции андеррайтера можно условно разделить на четыре группы:
Подготовка эмиссии ценных бумаг.
Распределение эмиссий ценных бумаг.
Послерыночная поддержка ценных бумаг.
Аналитическая и исследовательская поддержка ценных бумаг.
В мировой практике и на российском рынке используются различные виды андеррайтинга:
на базе твердых обязательств;
стэнд-бай;
на базе лучших усилий;
на принципе «все или ничего»;
с авансированием эмитента;
без авансирования эмитента;
договорной;
конкурентный.
Обычно андеррайтинг осуществляет не один профессиональный участник рынка ценных бумаг, а их группа, или эмиссионный синдикат, не являющийся юридическим лицом. Он представляет собой временное объединение участников рынка для выполнения одной конкретной задачи; при крупной эмиссии эмиссионный синдикат может состоять из 200-250 членов.
Возглавляет эмиссионной синдикат менеджер эмиссионного синдиката - крупная компания, которая берет на себя повышенные обязательства по выкупу части эмиссии, а также выполняет следующие функции:
формирование эмиссионного синдиката и координация деятельности его членов;
подготовка андеррайтингового и синдикационного договоров;
представительство эмиссионного синдиката в отношениях с эмитентом и с третьими лицами;
стабилизация курса размещаемых ценных бумаг в период их первичного размещения.
В структуру эмиссионного синдиката входят соменеджеры, простые и. привилегированные члены синдиката. На договорной основе могут привлекаться брокеры, осуществляющие продажу ценных бумаг публике по поручению членов синдиката.
Андеррайтинговый договор - договор между эмитентом и эмиссионным синдикатом оборганизаций и гарантировании первичного размещения ценных бумаг. Основные пункты:
тип андеррайтинга;
объем выпуска ценных бумаг;
цена выпуска ценных бумаг у эмитента.
Синдикационный договор - договор между членами эмиссионного синдиката, об организации и гарантировании первичного размещения ценных бумаг. Основные пункты:
доли выпуска, за которые принимают на себя ответственность члены эмиссионного синдиката;
дифференциация цен на ценные бумаги внутри синдиката;
ответственность членов эмиссионного синдиката.
В соответствии с российскими нормативными документами андеррайтером может быть только профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий соответствующую лицензию. Андеррайтер несет ответственность перед приобретателями ценных бумаг наряду с эмитентом, т.е. обязан возместить убытки приобретателя, наступившие в результате нарушения эмитентом или андеррайтером требований Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
- 60.Риски на рынке ценных бумаг.
- 61.Российские фондовые биржи.
- 62. Российские ценные бумаги на международных финансовых рынках.
- 63. Рынок акций.
- 64. Валютные облигации.
- 65. Рынок государственных ценных бумаг.
- 66. Рынок корпоративных облигаций.
- 67. Рынок ценных бумаг и инфляция.
- 68. Рынок ценных бумаг и макро- и микроэкономика.
- 69. Рыночная стоимость ценной бумаги и факторы на нее влияющие.
- 70. Складские свидетельства.
- 71. Спекулятивные стратегии на рынке ценных бумаг.
- 72. Страхование рисков на фондовом рынке.
- 73. Андеррайтинг ценных бумаг.
- 74. Способы привлечения средств населения на фондовый рынок.
- 75. Опционы и фьючерсы.
- 76. Торговые системы на фондовом рынке.
- 77. Управление акционерным капиталом.
- 78. Портфель ценных бумаг.
- 79. Портфельные стратегии.
- 80. Финансовый инжиниринг.
- 81. Фондовые индексы.
- 82. Фундаментальный анализ.
- 83. Хеджирование на рынке ценных бумаг.
- 84. Технический анализ фондовых рынков.
- 85. Управление рисками на рынке ценных бумаг.
- 86. Рыночная стоимость имущества (?)
- 87. Рыночная стоимость компании.
- 89. Сравнительный подход при оценке стоимости.
- 90. Затратный подход при оценке стоимости.
- 9.1. Метод чистых активов
- 90.2. Метод ликвидационной стоимости