27.Принципы банковского кредитования.
Сущность кредита и принципы кредитования.
Ссудный капитал - это совокупность ден.ср-тв, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.
Специфика ссудного капитала:
-владелец (собственник) капитала продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование;
-потребительная ст-ть ссудного капитала как товара опр-ся его способ-тью обеспечивать прибыль заемщику;
-передача капитала от кредитора заемщику и его оплата как правило имеют разрыв во времени;
-на стадии передачи ссудный капитал имеет ден. форму.
В отличие от ростовщического капитала (основным ист-ком кот. выступают собственные ден. ср-ва кредитора) ссудный капитал формируется за счет:
-временно свободных ден. ср-тв гос-ва, юр. и физ-ких лиц на добровольной основе передаваемых финанс. посредником в виде депозитных счетов для последующей капитализации и извлечения прибыли;
-средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала из-за несовпадения сроков поступления доходов и осуществлением расходов на приобретение материалов, выплату зарплаты, приобретение основных фондов, выплату дивидендов. Эти ср-ва аккумулируются на расч. счетах юр-ких лиц и, в отличие от первого ист-ка явл-ся для банков бесплатными и не требуют согласия владельцев на использование.
Основными участниками рынка ссудных капиталов являются:
1. Первичные инвесторы — владельцы свободных финансовых ресурсов;
2. Специализированные посредники в лице кредитно-фин. организаций;
3. Заемщики в лице юр., физ. лиц и гос-ва, испытывающих потребность в фин. ресурсах и готовых заплатить за право их временного использования.
Исходя из целевой направленности кредитных ресурсов рынок ссудных капиталов можно разделить на 4 сегмента:
1. Денежный рынок — совокупность краткосрочных кредит. операций, обслуживающих движение оборотных средств;
2. Рынок капиталов — совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих движение прежде всего основных средств;
3. Фондовый рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;
4. Ипотечный рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.
Основные принципы кредита:
1. Возвратность - Возможность возврата ссуды обусловлена кругооборотом ср-тв заемщика, кот. начинается и заканчивается в ден. форме. Практика выработала различные способы соблюдения этого принципа, состоящие в определении конкр. ист-ка погашения долга и оформлении права на его исп-ние кредитором.
2. Срочность (возврат в точно определенный срок);
3. Платность - предполагает уплату заемщиком процентов за пользование банк. ссудой. Величина процента уст-ся в виде годовых норм или ставок. %-е ставки м.б. твердыми (неизменными в теч. всего срока ссуды), либо меняющимися, что характерно для периодов с высоким уровнем инфляции.
4. Обеспеченность (предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных ср-тв, кот.м.б. использованы для погашения обяз-тв перед получателем ден.ср-тв. этот принцип создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хоз-ве, платежеспос-ть и кредитоспос-ть всех участников расчетов).
Целевой характер;
Дифференцированный характер.
Кредит предоставляется юр. и физ. лицам в пределах имеющихся кредитных ресурсов.
Кредит может предоставляться сверх суммы, предусмотренной в кредитном договоре, по дополнит-му кредит. соглашению при наличии свободных кредит. ресурсов под повышенную %-ную ставку после предварительного анализа банком необх-ти дополнительного накапливания товарной массы у заемщика и возможности дальнейшей реализации этих товаров, т.е. после проработки перспектив возврата кредита.
Кредиты предост-ся в безнал. форме строго в соответствии с кредит.договором.
В исключительных эк-ки обоснованных случаях кредиты могут предоставляться в виде нал. ден. ср-тв (на выплату зарплаты, потребительские нужды, закупку у граждан с/х и др. продукции, приобретение кот. разрешено за нал. расчет законодательством).
Кредиты субъектам хозяйствования могут предоставляться в нац. валюте, а при наличии у банка лицензии Нац. банка на осущ-ние валютных операций - в иностр. валюте, если выдача кредитов в иностр.валюте Нац. банком не запрещена.
Предприятие, как правило, получает кредит. ресурсы в том банке, где ему открыт расч. счет, хотя это не исключает возм-ти получения кредита в любом др. банке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2.Центральный банк рф
- 5.Организационное устройство коммерческого банка.
- 11. Управление ликвидностью банка.
- 13. Система и принципы базналичных расчетов.
- 14.Особенности расчетов платежными требованиями и платежными требованиями-поручениями.
- 15.Чековые расчеты.
- 20. Виды счетов, которые может открываит банк. Особенности использования текущего счета.
- 21. Назначение расчетного счета, расчетного субсчета.
- 22.Порядок открытия счетов банке, закрытия счетов в банке.
- 24.Методы регулирования денежного оборота Банком России.
- 25.Кассовые операции банков.
- 26. Классификация банковских кредитов.
- 27. Принципы банковского кредитования.
- 27.Принципы банковского кредитования.
- 28.Методы кредитования и формы ссудных счетов.
- 29. Кредитоспособность ссудозаемщиков и методы ее определения.
- Онкольный кредит
- 32.Вексельный кредит.
- 33.Ипотечный кредит.
- 34. Долгосрочное кредитование хозяйства.
- 37. Формы и виды обеспечения возвратности банковских ссуд.
- 38. Понятие, формы факторинга. Условия расторжения договора факторинга.
- 39. Банки на рынке долговых правительственных обязательств (гко, огсз, фз и др.).
- 40. Понятие, котировка валюты, сделки «спот» и их назначение.
- 41.Особенности срочных сделок, виды арбитражных сделок, их особенности.
- 42. Понятие лизинга, общие черты и различия лизинга и аренды.
- 3. Трастовые услуги юридическим лицам.
- 46. Консультационные слуги банка, информационно-аналитические услуги банка.
- 47.. Банковский менеджмент и его основные направления
- 48.Общие черты и различия банк.Менеджмента и управления банк.Деятельностью.
- 53. Планирование и способы продвижения банковских продуктов.
- 50.Понятие и составляющие банковского маркетинга.
- 1.2. Функции финансового маркетинга
- 51.Банковские инвестиции, управление портфелем ценных бумаг.Банковские инвестиции
- 54.Банкротство и ликвидация коммерческих банков.
- 55.Проблемы и перспективы развития банковской системы в России