logo
Управление кредитными ресурсами_диплом

2.2. Факторы роста кредитных ресурсов Сбербанка России

Сохранив основной приоритет деятельности на дальнейшее увеличение качества обслуживания всех категорий клиентов и совершенствование системы продаж банковских продуктов и услуг, в 2010 году Сбербанк России добился высоких финансовых результатов (рис.5 и 6).

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 5. Активы банка

Активы-нетто Банка выросли на 6,5 млрд. руб., или на 48,7%, и составили 19,8 млрд. руб.

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 6. Чистая прибыль банка в 2007-2010 гг.

Чистая прибыль составила 700,3 млн. руб., что на 20,7% выше уровня 2009 года.

Собственные средства Банка возросли до 1 256 млн. руб.

Рентабельность работающих активов составила 4,9%.

В 2010 году Банк сохранил ли­дирующее положение на основных сегментах российского банковско­го рынка, успешно решая задачи, поставленные Программами раз­вития Сбер­банка России до 2012 года:

Банк сохранил позиции ли­дера розничного рынка России, занимая 80,2% на рынке вкладов физических лиц.

Банк высокими темпами раз­вивал операции кредитования частных клиентов. За 2010 год объемы ссудной задолженности физических лиц увеличились в 1,9 раза, что позволило сохранить долю Банка на данном сегменте рынка на уровне 69,2%.

Банк сохранил за собой пози­ции лидера рынка обслуживания юридических лиц. Доля средств юридических лиц в привлеченных средствах клиентов (с учетом средств банков) составила 23,6%.

Ссуды Банка, предоставленные предприятиям республики, составляют около 51,3% всех кре­дитов, выданных банковской си­стемой республики корпоратив­ным клиентам. При этом доля ссудной задолженности юриди­ческих лиц в активах-нетто со­ставляет 44,3%.

Банк занимает 76% республи­канского рынка банковских карт по количеству эмитированных карт. Доля остатков на счетах бан­ковских карт во вкладах частных клиентов за 2010 год увеличилась на 1,1 п.п. и составила 7,3%.

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие выполнение положений Программ развития Сбербанка России на 2008-2013 годы и по 2014 год

Показатель

Целевой ориентир

Программ развития,

%

2010 год,

%

Минимальный удельный вес остатков средств населения на рублевых депозитных счетах в Отделении в общем остатке ресурсов населения на рублевых депозитных счетах в коммерческих банках республики

Минимальный удельный вес срочной ссудной задолженности физических лиц в работающих активах Отделения

Минимальный удельный вес кредитов на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости в срочной ссудной задолженности физических лиц

Минимальная доля фонда оплаты труда предприятий и организаций, выплачиваемая через учреждения Сбербанка России

Минимальная доля Отделения на рынке валютно-обменных операций

Минимальная доля Отделения на рынке кредитования предприятий малого бизнеса и предпринимателей Чувашской Республики

Минимальная доля инвестиционных кредитов в кредитном портфеле Отделения

Минимальная доля экспортно-импортных оборотов по сделкам клиентов Банка в общем обороте по Чувашской Республик

80,0

38,0

37,0

16,0

49,5

60,0

25,2

55,0

80,4

41,0

44,0

20,2

50,2

62,8

31,4

63,3

Основу ресурсной базы Банка по-прежнему формируют частные клиенты. В 2010 году остаток средств на счетах во вкладах физических лиц увеличился на 44,9% и составил 11,6 млрд. руб. В течение 2010 года отмечен опережающий прирост остатков вкладов в национальной валюте (49,4%), в то время как по валютным вкладам отмеча­лось снижение остатков (-8,4%). Это явилось следствием сформи­ровавшейся в прошедшем году устойчивой тенденции укрепле­ния курса рубля относительно доллара США. В результате, доля вкладов в рублях в структуре вкладов частных клиентов возрос­ла с 92,1 до 95,0%. (рис. 3)

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 7. Рост привлеченных средств

Основные усилия на этом на­правлении деятельности Банк концентрировал на развитии долгосрочных инструментов, что созда­вало хорошие предпосылки для развития операций долгосрочно­го кредитования и увеличения долгосрочной ликвидности.

Учитывая социальную миссию, Банк сохранил приоритетные це­новые условия по вкладам для граждан пенсионного возраста. С 10 февраля 2010 года были по­вышены процентные ставки по вкладам.

Активная работа на рынке бан­ковского обслуживания корпора­тивных клиентов способствовала увеличению остатков средств, при­влеченных от юридических лиц, на 38,5%. Основной объем прирос­та средств корпоративных клиен­тов обеспечен за счет прилива на расчетные и текущие счета. Кор­поративным и частным клиентам были предоставлены широкие воз­можности для вложения собствен­ных средств в драгоценные метал­лы с использованием обезличен­ных металлических счетов, открываемых им в золоте, серебре, пла­тине и палладии.

Средства юридических лиц, по-прежнему и в основном, состоят из рублевых ресурсов (99,2%), что является ростом привлека­тельности рублевых инструментов для клиентов Банка. В целом, удельный вес средств юридичес­ких лиц в привлеченных сред­ствах клиентов составил 23,6%.

Важнейшим источником ресурсов Сбербанка России остаются средства частных клиентов, привлеченные во вклады. В течение 2010 года количество счетов физических лиц увеличилось на 150 тыс. ед. и превысило 3 млн. ед.

Остаток средств, привлеченных от частных клиентов в рублях и иностранной валюте, увеличился на 45,9%. Доля Чувашского от­деления Сбербанка России на рынке вкладов населения за 2010 год сохранилась на уровне 80,2%.

Одновременно проводилась работа по продвижению на ры­нок вкладов с длительным сро­ком хранения. За год остатки на счетах граждан по вкладам в руб­лях и иностранной валюте с дли­тельными сроками хранения (свыше 2 лет) возросли на 1 885,2 млн. руб. Удельный вес остатков на счетах указанных видов вкладов в общем остатке рублевых вкладов возрос на 0,1 процентных пункта и составил практически половину.

В 2010 году на обслуживание в учреждения Сбербанка России перешли 3 227 пенсионеров. В итоге общее количество соци­альных пенсионеров, получающих пенсию через учреждения Сбер­банка России, на 1 января 2011 г. составило 108 157 чел. Их удель­ный вес в общем количестве со­циальных пенсионеров Чувашс­кой Республики составил 32,4%, увеличившись за год на 1,2 про­центных пункта. Кроме того, пенсию через учреждения Сбербан­ка России получает 9 481 пенсио­нер силовых ведомств.

Таблица 3

Динамика развития банковских услуг Сбербанка России в 2010 году

Объем

млн.руб

Темп роста в отчетный период

Выполнено денежных переводов всего, в т.ч. "Блиц" переводов

Выполнено безналичных перечислений на счета граждан всего,

в т.ч. заработной платы 161,7 тыс. рабочих, служащих и работников сельского хозяйства

стипендий 6 903 студентам учебных заведений

пенсий и пособий 220,8 тыс. получателей

731

142

16952

6669

40

4483

186,3%

более 1,2 раза

116,3%

125,1%

120,4%

В течение года Банк предостав­лял услуги населению по приему платежей и переводов. Общий объем принятых платежей через учреждения Сбербанка России на. территории Чувашской Республики за 2010 год составил 1 647,7 млн. рублей (без налоговых пла­тежей) и увеличился за год на 334,4 млн. руб., или 25,4%. В феврале 2010 года клиентам была предложена новая услуга -Блиц-переводы.

В работе с корпоративными клиентами Банк стремится к установлению долгосрочных партнерских отношений. В результате активной и взаимовыгодной работы Банка с корпоративными клиентами в 2010 году остатки средств на счетах юридических лиц увеличились на 42,1% и составили 2,7 млрд. рублей. Продолжает расширяться структура корпоративной клиентской базы: клиентами Банка являются бюджетные учреждения и муниципальные (государственные) унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели и объекты малого предпринимательства, представители среднего бизнеса и крупнейшие предприятия Чувашской Республики. Отраслевая структура клиентов Банка отражает сложившиеся тен­денции социально-экономического развития Чувашской Республики:

- преобладающую роль зани­жают предприятия обрабатываю­щей промышленности, строитель­ства, организации оптовой и роз­ничной торговли. Немалое значение имеют предприятия таких от­раслей как сельское хозяйство, транспорта и связи.

Сегодня Банк предоставляет своим клиентам - юридическим лицам полный перечень традици­онных банковских услуг:

- безналичные расчеты;

- операции с наличными денежными средствами;

- краткосрочное и инвестици­онное кредитование;

- услуги инкассации;

- зарплатные проекты;

- торговые проекты - органи­зация оплаты товаров и услуг населением с использова­нием банковских карт;

- дистанционное обслужива­ние с использованием сис­темы "Клиент-Сбербанк";

- документарные операции;

- привлечение средств в депо­зиты и депозитные серти­фикаты;

- операции с ценными бума­гами;

- обслуживание внешнеторго­вой деятельности;

- услуги Негосударственного пенсионного фонда Сбер­банка России. В 2010 году дальнейшее разви­тие получило комплексное бан­ковское обслуживание предпри­ятий с разветвленной сетью фи­лиалов, представительств и струк­турных подразделений. При этом клиентами активно используются следующие услуги Банка:

- организация и построение систем корпоративного каз­начейства;

- прием от филиалов и струк­турных подразделений на­личных денежных средств без открытия счета и их дальнейшее перечисление на счет головной организации;

- предоставление головной организации оперативной информации об операциях, совершенных по счетам фи­лиалов и структурных подразделений, с использова­нием системы "Клиент-Сбербанк".

Традиционно приоритетным для Банка остается развитие высокотехнологичных дистанционных методов обслуживания. За 2010 год число клиентов, исполь­зующих систему "Клиент-Сбер­банк", увеличилось на 71%. В 5 раз выросло количество пользовате­лей услуги "Универсальная почта", являющейся результатом разви­тия самых передовых технологий в области передачи конфиденци­альной информации.

Предлагаемые Банком условия привлечения денежных средств юридических лиц в банковские вклады (депозиты) обусловили 4-кратное увеличение остатков на депозитных счетах юридических лиц в 2010 году.

Для максимального удовлетво­рения потребностей клиентов за счет предоставления широкого спектра услуг и повышения уров­ня качества обслуживания. Банк продолжал расширение филиаль­ной сети по обслуживанию юри­дических лиц. В целях поддерж­ки развития малого бизнеса в республике Банком в 2010 году от­крыты еще три Центра развития? малого бизнеса, в которых оказы­вается весь комплекс банковских услуг, востребованных субъектами малого предпринимательства.

Стало традиционным проведе­ние "Дней малого бизнеса", в рам­ках которых субъектам малого предпринимательства предостав­ляются льготные условия кредито­вания и расчетно-кассового обслу­живания