2.2. Факторы роста кредитных ресурсов Сбербанка России
Сохранив основной приоритет деятельности на дальнейшее увеличение качества обслуживания всех категорий клиентов и совершенствование системы продаж банковских продуктов и услуг, в 2010 году Сбербанк России добился высоких финансовых результатов (рис.5 и 6).
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис. 5. Активы банка
Активы-нетто Банка выросли на 6,5 млрд. руб., или на 48,7%, и составили 19,8 млрд. руб.
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис. 6. Чистая прибыль банка в 2007-2010 гг.
Чистая прибыль составила 700,3 млн. руб., что на 20,7% выше уровня 2009 года.
Собственные средства Банка возросли до 1 256 млн. руб.
Рентабельность работающих активов составила 4,9%.
В 2010 году Банк сохранил лидирующее положение на основных сегментах российского банковского рынка, успешно решая задачи, поставленные Программами развития Сбербанка России до 2012 года:
Банк сохранил позиции лидера розничного рынка России, занимая 80,2% на рынке вкладов физических лиц.
Банк высокими темпами развивал операции кредитования частных клиентов. За 2010 год объемы ссудной задолженности физических лиц увеличились в 1,9 раза, что позволило сохранить долю Банка на данном сегменте рынка на уровне 69,2%.
Банк сохранил за собой позиции лидера рынка обслуживания юридических лиц. Доля средств юридических лиц в привлеченных средствах клиентов (с учетом средств банков) составила 23,6%.
Ссуды Банка, предоставленные предприятиям республики, составляют около 51,3% всех кредитов, выданных банковской системой республики корпоративным клиентам. При этом доля ссудной задолженности юридических лиц в активах-нетто составляет 44,3%.
Банк занимает 76% республиканского рынка банковских карт по количеству эмитированных карт. Доля остатков на счетах банковских карт во вкладах частных клиентов за 2010 год увеличилась на 1,1 п.п. и составила 7,3%.
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие выполнение положений Программ развития Сбербанка России на 2008-2013 годы и по 2014 год
Показатель | Целевой ориентир Программ развития, % | 2010 год, % |
Минимальный удельный вес остатков средств населения на рублевых депозитных счетах в Отделении в общем остатке ресурсов населения на рублевых депозитных счетах в коммерческих банках республики Минимальный удельный вес срочной ссудной задолженности физических лиц в работающих активах Отделения Минимальный удельный вес кредитов на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости в срочной ссудной задолженности физических лиц Минимальная доля фонда оплаты труда предприятий и организаций, выплачиваемая через учреждения Сбербанка России Минимальная доля Отделения на рынке валютно-обменных операций Минимальная доля Отделения на рынке кредитования предприятий малого бизнеса и предпринимателей Чувашской Республики Минимальная доля инвестиционных кредитов в кредитном портфеле Отделения Минимальная доля экспортно-импортных оборотов по сделкам клиентов Банка в общем обороте по Чувашской Республик |
80,0
38,0
37,0
16,0
49,5
60,0
25,2
55,0 |
80,4
41,0
44,0
20,2
50,2
62,8
31,4
63,3 |
Основу ресурсной базы Банка по-прежнему формируют частные клиенты. В 2010 году остаток средств на счетах во вкладах физических лиц увеличился на 44,9% и составил 11,6 млрд. руб. В течение 2010 года отмечен опережающий прирост остатков вкладов в национальной валюте (49,4%), в то время как по валютным вкладам отмечалось снижение остатков (-8,4%). Это явилось следствием сформировавшейся в прошедшем году устойчивой тенденции укрепления курса рубля относительно доллара США. В результате, доля вкладов в рублях в структуре вкладов частных клиентов возросла с 92,1 до 95,0%. (рис. 3)
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис. 7. Рост привлеченных средств
Основные усилия на этом направлении деятельности Банк концентрировал на развитии долгосрочных инструментов, что создавало хорошие предпосылки для развития операций долгосрочного кредитования и увеличения долгосрочной ликвидности.
Учитывая социальную миссию, Банк сохранил приоритетные ценовые условия по вкладам для граждан пенсионного возраста. С 10 февраля 2010 года были повышены процентные ставки по вкладам.
Активная работа на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов способствовала увеличению остатков средств, привлеченных от юридических лиц, на 38,5%. Основной объем прироста средств корпоративных клиентов обеспечен за счет прилива на расчетные и текущие счета. Корпоративным и частным клиентам были предоставлены широкие возможности для вложения собственных средств в драгоценные металлы с использованием обезличенных металлических счетов, открываемых им в золоте, серебре, платине и палладии.
Средства юридических лиц, по-прежнему и в основном, состоят из рублевых ресурсов (99,2%), что является ростом привлекательности рублевых инструментов для клиентов Банка. В целом, удельный вес средств юридических лиц в привлеченных средствах клиентов составил 23,6%.
Важнейшим источником ресурсов Сбербанка России остаются средства частных клиентов, привлеченные во вклады. В течение 2010 года количество счетов физических лиц увеличилось на 150 тыс. ед. и превысило 3 млн. ед.
Остаток средств, привлеченных от частных клиентов в рублях и иностранной валюте, увеличился на 45,9%. Доля Чувашского отделения Сбербанка России на рынке вкладов населения за 2010 год сохранилась на уровне 80,2%.
Одновременно проводилась работа по продвижению на рынок вкладов с длительным сроком хранения. За год остатки на счетах граждан по вкладам в рублях и иностранной валюте с длительными сроками хранения (свыше 2 лет) возросли на 1 885,2 млн. руб. Удельный вес остатков на счетах указанных видов вкладов в общем остатке рублевых вкладов возрос на 0,1 процентных пункта и составил практически половину.
В 2010 году на обслуживание в учреждения Сбербанка России перешли 3 227 пенсионеров. В итоге общее количество социальных пенсионеров, получающих пенсию через учреждения Сбербанка России, на 1 января 2011 г. составило 108 157 чел. Их удельный вес в общем количестве социальных пенсионеров Чувашской Республики составил 32,4%, увеличившись за год на 1,2 процентных пункта. Кроме того, пенсию через учреждения Сбербанка России получает 9 481 пенсионер силовых ведомств.
Таблица 3
Динамика развития банковских услуг Сбербанка России в 2010 году
| Объем млн.руб | Темп роста в отчетный период |
Выполнено денежных переводов всего, в т.ч. "Блиц" переводов Выполнено безналичных перечислений на счета граждан всего, в т.ч. заработной платы 161,7 тыс. рабочих, служащих и работников сельского хозяйства стипендий 6 903 студентам учебных заведений пенсий и пособий 220,8 тыс. получателей | 731 142
16952
6669
40 4483 | 186,3%
более 1,2 раза
116,3%
125,1% 120,4% |
В течение года Банк предоставлял услуги населению по приему платежей и переводов. Общий объем принятых платежей через учреждения Сбербанка России на. территории Чувашской Республики за 2010 год составил 1 647,7 млн. рублей (без налоговых платежей) и увеличился за год на 334,4 млн. руб., или 25,4%. В феврале 2010 года клиентам была предложена новая услуга -Блиц-переводы.
В работе с корпоративными клиентами Банк стремится к установлению долгосрочных партнерских отношений. В результате активной и взаимовыгодной работы Банка с корпоративными клиентами в 2010 году остатки средств на счетах юридических лиц увеличились на 42,1% и составили 2,7 млрд. рублей. Продолжает расширяться структура корпоративной клиентской базы: клиентами Банка являются бюджетные учреждения и муниципальные (государственные) унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели и объекты малого предпринимательства, представители среднего бизнеса и крупнейшие предприятия Чувашской Республики. Отраслевая структура клиентов Банка отражает сложившиеся тенденции социально-экономического развития Чувашской Республики:
- преобладающую роль занижают предприятия обрабатывающей промышленности, строительства, организации оптовой и розничной торговли. Немалое значение имеют предприятия таких отраслей как сельское хозяйство, транспорта и связи.
Сегодня Банк предоставляет своим клиентам - юридическим лицам полный перечень традиционных банковских услуг:
- безналичные расчеты;
- операции с наличными денежными средствами;
- краткосрочное и инвестиционное кредитование;
- услуги инкассации;
- зарплатные проекты;
- торговые проекты - организация оплаты товаров и услуг населением с использованием банковских карт;
- дистанционное обслуживание с использованием системы "Клиент-Сбербанк";
- документарные операции;
- привлечение средств в депозиты и депозитные сертификаты;
- операции с ценными бумагами;
- обслуживание внешнеторговой деятельности;
- услуги Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России. В 2010 году дальнейшее развитие получило комплексное банковское обслуживание предприятий с разветвленной сетью филиалов, представительств и структурных подразделений. При этом клиентами активно используются следующие услуги Банка:
- организация и построение систем корпоративного казначейства;
- прием от филиалов и структурных подразделений наличных денежных средств без открытия счета и их дальнейшее перечисление на счет головной организации;
- предоставление головной организации оперативной информации об операциях, совершенных по счетам филиалов и структурных подразделений, с использованием системы "Клиент-Сбербанк".
Традиционно приоритетным для Банка остается развитие высокотехнологичных дистанционных методов обслуживания. За 2010 год число клиентов, использующих систему "Клиент-Сбербанк", увеличилось на 71%. В 5 раз выросло количество пользователей услуги "Универсальная почта", являющейся результатом развития самых передовых технологий в области передачи конфиденциальной информации.
Предлагаемые Банком условия привлечения денежных средств юридических лиц в банковские вклады (депозиты) обусловили 4-кратное увеличение остатков на депозитных счетах юридических лиц в 2010 году.
Для максимального удовлетворения потребностей клиентов за счет предоставления широкого спектра услуг и повышения уровня качества обслуживания. Банк продолжал расширение филиальной сети по обслуживанию юридических лиц. В целях поддержки развития малого бизнеса в республике Банком в 2010 году открыты еще три Центра развития? малого бизнеса, в которых оказывается весь комплекс банковских услуг, востребованных субъектами малого предпринимательства.
Стало традиционным проведение "Дней малого бизнеса", в рамках которых субъектам малого предпринимательства предоставляются льготные условия кредитования и расчетно-кассового обслуживания
- Содержание
- Глава 1. Кредитные операции коммерческого банка как объект управления 11
- Глава 2. Анализ эффективности управления кредитными ресурсами на сбербанка россии 35
- Глава 3. Пути повышения эффективности управления кредитными ресурсами 60
- Введение
- Глава 1. Кредитные операции коммерческого банка как объект управления
- 1.1. Коммерческий банк на рынке кредитных ресурсов
- 1.2. Кредитные ресурсы коммерческого банка
- 1.3. Источники формирования кредитных ресурсов
- Глава 2. Анализ эффективности управления кредитными ресурсами на сбербанка россии
- 2.1. Общая характеристика Сбербанка России
- 2.2. Факторы роста кредитных ресурсов Сбербанка России
- 2.3. Анализ кредитных ресурсов Сбербанка России
- Глава 3. Пути повышения эффективности управления кредитными ресурсами
- 3.1. Совершенствование методики управления кредитными ресурсами
- 3.2. Автоматизация деятельности коммерческого банка
- Заключение
- Список литературы
- Приложения