logo
лекции

Тема 2.2. Цена и финансово-кредитные отношения

Сущность финансово-кредитных отношений.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп. Это отношения:

- с другими предприятиями и организациями;

- внутри предприятия;

- внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Отношения с финансово-кредитной системой многообразны.

Прежде всего это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислениями.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами. а также расширенного воспроизводства; финансирования научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

К ним относятся: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накопления; фонд потребления; валютный фонд; фонд для выплаты заработной платы; фонд для платежей в бюджет; другие фонды.

Основные пути укрепления финансовых отношений предприятий связаны с оптимизацией используемых ими денежных средств и ликвидацией их дефицита.

Важнейшее направление их совершенствования - разработка и реализация стратегической финансовой политики предприятия.

Взаимосвязь финансов и цены как экономических категорий.

Наиболее тесно в процессе распределения стоимости созданного продукта финансы взаимодействуют с ценой.

Цена выражает количественную меру созданной в процессе производства стоимости. Издержки являются необходимым элементом цены, кроме того в составе цены присутствует чистый доход, который должен обеспечивать производителям нормальную прибыль. Цена начинает проявлять себя еще на стадии производства. Цена является также и инструментом обмена. Она должна соответствовать стоимости, но на практике наблюдается отклонения цены от стоимости; под влиянием спроса и предложения цена может отклоняться вверх или вниз от стоимости. Такое ее проявление касается уже распределительного процесса.

В ходе купли-продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю. В данном процессе формирование дополнительных финансовых ресурсов ведет к нарушению пропорций распределения и тем самым требует финансового распределения.

С помощью финансов в случае, если цена выше стоимости, изымаются дополнительные доходы предприятий в виде налогов. Если цена отклоняется вниз от стоимости, государство компенсирует с помощью различных финансовых инструментов возможные убытки предприятий. Такие отношения характерны для предприятий и организаций, имеющих важное социальное значение в обществе, а также с бюджетами нижестоящего уровня.

Взаимодействие финансов и цены проявляется в следующих общих чертах:

1) Обе категории участвуют в распределении стоимости ВВП;

2) Цены оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия;

3) Обе категории проявляют себя и как инструменты регулирования доходов различных отраслей экономики, предприятий, территорий и различных категорий населения.

Отличия финансов и цены:

1) Сфера действия цены значительно шире, чем финансов, т.к. она проявляет себя на стадии производства, распределения и обмена. В то же время в качестве инструмента распределения цена участвует в распределении только части стоимости ВВП, а финансы - в распределении всех элементов ВВП;

2) Цена вступает в процесс распределения раньше финансов, т.е. ценовое распределение предшествует финансовому;

Ценовое распределение всегда связано с эквивалентностью ценового распределения, т.е. двухстороннего движения стоимости, а для финансов характерно одностороннее движение.

Финансовая политика.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм.

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений. Это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике каждой из сфер и звеньев финансовой системы.

Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в стране, формы финансовых ресурсов, порядок и методы формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по - разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. Финансовый механизм может быть подразделен на директивный и регулирующий. Директивный, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Здесь государством детально разрабатывается вся система финансовых отношений, обязательная для всех участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры'' в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая его разновидность характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных фирмах. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Фирма самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.

Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Кредитный механизм.

Кредитный механизм — составной элемент хозяйственного механизма, включающий принципы кредитования, кредитное планирование и управление кредитом, условия и методы банковского кредитования, способы его количественного регулирования, взимание платы за кредит. С помощью такого механизма осуществляется кредитная политика.

Кредитный механизм является сложной подсистемой управления, действующей независимо от государственных организационных структур, но в целях развития всего общества при одновременном наличии собственных экономических интересов конкретных субъектов рыночных отношений.

В основе кредитного механизма, как и хозяйственного, находятся экономические интересы субъектов управления. Управление кредитным механизмом осуществляется посредством административных, экономических, правовых и социальных методов. Наряду с общесистемными кредитному механизму присущи и свои, свойственные только ему элементы.

Ценовая политика.

Ценовая политика – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий.

Цели ценовой политики:

а) обеспечение выживаемости (сбыта) фирмы. Важными компонентами ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке;

б) максимизация прибыли. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль;

в) удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.

Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

Методы регулирования цен, их состав и характеристика; процентные ставки; методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; норматив рентабельности; установление предельного размера цены; бюджетная политика; административные методы.

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.

2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.

3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Различают методы прямого и косвенного регулирования цен:

Рисунок 4. Метода регулирования цен.

При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.

Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента - это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через "дисконтное окно") по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

Методы начисления амортизации

Амортизационная политика, являясь составной частью экономической политики государства, выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране, и как элемент управления экономикой служит одним из серьезных факторов стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования.

Порядок начисления амортизации устанавливается как Налоговым кодексом РФ (линейный и нелинейный способы), так и Положениями по бухгалтерскому учету. В российском учете согласно ПБУ 6/01 предусматриваются следующие способы начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Отечественным предприятиям не разрешается использовать какие-либо другие способы расчета амортизационных отчислений. В соответствии с международными стандартами метод амортизации должен периодически пересматриваться, и в случае значительных изменений в предполагаемой схеме получения экономических выгод от этих объектов он должен быть изменен, а амортизационные отчисления скорректированы.

Установление предельного норматива рентабельности.

В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Установление предельного уровня цены

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике.

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Бюджетная политика

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

Административные методы регулирования ценообразования

С развитием рыночных отношений административный метод проявляется там, где законодательством установлено государственное участие в процессе ценообразования. Участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования выражается в его прямом воздействии на рыночную экономику. Примером административного ценообразования служит формирование цены в соответствии с действующим законодательством по государственному регулированию цен и тарифов. Административное регулирование целесообразно, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста с точки зрения макроэкономики.

Систематизируя в общем виде формы административного регулирования ценообразования, можно выделить следующие:

1. Установление фиксированных цен и тарифов.

2. Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены: максимального или минимального уровня цены.

3. Установление предельного норматива рентабельности (желаемого дохода).

4. Общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

6. Декларирование цен.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам товаров.

Конъюнктура и цены; структура национального рынка страны.

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

Задачи конъюнктуры:

Факторы, формирующие конъюнктуру на товарном рынке.

Изучение конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Все коньюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический процесс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуры периодически называются временными. Это например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Ценообразование и инфляционные процессы. Инфляция, ее сущность, причины возникновения, динамика, возможности и пути преодоления.

Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

В этом определении важны следующие слова:

  1. устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

  2. общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

  1. монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

  2. структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

  3. внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов

Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.

Классификация инфляционных процессов

В зависимости от того, какую форму принимает инфляционное неравновесие экономики, принято различать «подавленную» и «открытую» инфляцию. Подавленная инфляция имеет место в условиях тоталитарной административной системы с жёстким государственным контролем над ценами и доходами населения. Внешне подавленная инфляция проявляется в росте дефицитов и очередей. Открытая инфляция характерна в основном для стран с рыночной экономикой.

В международной практике инфляцию, в зависимости от темпов роста цен, условно подразделяют на «ползучую» – средний темп роста цен не превышает 10 % в год; «галопирующую» – с годовым темпом роста цен от 11 до 100 % и «гиперинфляцию» – свыше 100 %.

Гиперинфляция обычно вызывается экстремальными условиями – стихийными бедствиями, войнами, революциями и т. п. Инфляционные процессы со сравнительно низкими годовыми темпами роста цен заставляют задумываться над их природой и представляют собой особый интерес для исследования.

Методы борьбы с инфляцией

Различают административные и экономические методы борьбы с инфляцией. К административным методам относят установленные государством ограничения на повышение цен и заработной платы. С помощью этих методов можно достаточно эффективно сдерживать рост общего уровня цен. Следует учитывать, однако, что централизованный контроль над ценами, во-первых, создает основу для развертывания подавленной инфляции, а во-вторых, и это главное, блокирует рыночные механизмы и, тем самым, препятствует становлению рыночной экономики, тормозит процесс преодоления кризисных явлений переходного этапа. В этом плаке предпочтительнее выглядят экономические методы, заключающиеся в создании экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены.

Экономические методы регулирования позволяют воздействовать как на инфляцию спроса, так и на инфляцию издержек. Экономические методы сдерживания инфляции можно подразделить на две группы. Первая - это совокупность мер антимонопольной политики. Известно, что чем выше степень конкурентности рынка, тем выше, при прочих равных условиях, объем предложения и ниже уровень цен. Борьба с монополизмом, таким образом, способствует росту совокупного предложения и, следовательно, сдерживает инфляцию издержек.

Вторая группа — это совокупность мер, способствующих сокращению удельных издержек производства. Сюда входят: сокращение налогов на бизнес, понижение импортных пошлин на ввозимые средства производства, а также весь комплекс мероприятий по стимулированию технического прогресса. Заметим, однако, что влияние экономической политики на динамику издержек и совокупного предложения относительно невелико. Гораздо шире возможности политики воздействия на совокупный спрос.