logo
лекции

Тема 3.4. Контрактная внешнеторговая цена как база определения таможенной стоимости

Контрактная внешнеторговая цена как база определения таможенной стоимости и таможенных платежей. Понятие таможенной стоимости и способы ее определения.

Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте (договоре) и является исходной базой (основой) для определения таможенной стоимости товара. При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единицы измерения товара, уровень цены, базисные условия поставки (базис цены), валюта цены, способ фиксации цены, наличие скидок и / или условия платежа.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

Таможенная стоимость товара - нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется шесть методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) на основе вычитания стоимости;

5) на основе сложения стоимости;

6) резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Если он не может быть использован, то применяется один из последующих при условии, что таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы (если они не были ранее в нее включены):

1) расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления;

2) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

3) соответствующая часть стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и услуг, которые были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной стоимости продавцу для производства экспортных товаров;

4) лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществить в качестве условия продажи импортных товаров;

5) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории Российской Федерации.

Состав и значение таможенных платежей.

Учитывая огромное значение таможенных платежей, вполне понятно, что государство всегда уделяет им особое внимание. Это касается, как полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, так и формированию их структуры. В настоящее время применяется большое количество видов таможенных платежей. Все эти виды можно разделить на пять основных категорий:

Основным видом таможенных платежей, безусловно, являются ввозные пошлины. Именно они составляют основу поступлений в бюджет, которые дает отечественная таможня. В большинстве случаев размер ввозной пошлины исчисляется согласно Таможенного тарифа, в зависимости от таможенной стоимости груза. Также размер ввозной пошлины может определяться в размере определенной суммы за единицу упаковки или веса груза. Кроме этого, может применяться комбинированный метод, при котором размер пошлины определяется, в зависимости от таможенной стоимости, но не менее определенной суммы за единицу груза. Размер ввозной пошлины может устанавливаться, в зависимости от страны происхождения груза, а также – в зависимости от экономической ситуации в конкретный момент времени.

Что касается вывозных пошлин, то в мировой практике они встречаются значительно реже и, в большинстве случаев, носят регуляторный характер. В нашей стране вывозные пошлины могут применяться при экспорте товаров сырьевой группы, и в частности – энергоносителей.

Одним из важных видов таможенных платежей, подлежащих уплате при импорте товаров, является налог на добавленную стоимость. В соответствии с Налоговым кодексом ввоз товаров на таможенную территорию РФ облагается НДС. Базой для исчисления налога является таможенная стоимость товара. Также налоговая база включает размер уплаченной ввозной пошлины и акциза.

При ввозе на территорию РФ подакцизных товаров еще одним видом обязательных таможенных платежей является акциз. Налоговая база для определения размера акцизного платежа может определяться, исходя из размера таможенной стоимости груза и уплаченной таможенной пошлины, либо исходя из объема груза в натуральном выражении.

Таможенный сбор является обязательным видом таможенных платежей, который подлежит уплате, как при экспортных, так и при импортных внешнеторговых операциях, независимо от товарной категории грузов. Сбор представляет собой своеобразную плату, которую взимают таможенные органы за совершение комплекса действий, включающих таможенное оформление, хранение и сопровождение грузов.

Значение таможенных платежей

редства, получаемые от таможенных платежей составляют значительную часть бюджета России и в настоящее время доходят до 40% его доходной части. Наличие каждого вида таможенных платежей экономически обосновано и, кроме пополнения доходной части бюджета, позволяет решить ряд общих и специфических задач макроэкономического уровня.

Импортные пошлины предназначены для:

- защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;

- оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;

- рационализации структуры ввозимых на территорию России товаров;

- создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ.

При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

- ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

- сдерживание вывоза сырьевых товаров (что практически не удается) и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки.

НДС и акциз на импортируемые товары выполняет функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке.

Контрактная цена – основа расчетов экономической эффективности внешнеторговых сделок.

Цена товара - один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Основой расчетов экономической эффективности внешнеторговых сделок является контрактная цена.

Контрактные цены являются ценами реальных сделок, поэтому они представляют наиболее достоверную информацию о ценах. В зависимости от условий контракта контрактная цена может быть твердой, т.е. зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта; ценой с последующей фиксацией, которая осуществляется в согласованные сторонами в контракте сроки и на основании определенных согласованных источников; скользящей -- изменяемой в течение периода действия контракта в соответствии с согласованной сторонами формулой скольжения цены.

Контрактная цена устанавливается на основе изучения конкурентных материалов по данному товару, выбора цены конкурентов на аналогичные товары и внесения необходимых поправок на реальную сопоставимость технического уровня, качества, коммерческих условий сделок и т. п.

Данные о контрактных ценах хранятся в банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются пользователям. Пользователи банка ценовой информации могут обращаться в него как по каналам различных средств связи, так и через региональных уполномоченных МВЭС РФ.

Участники внешнеэкономических связей, представляющие в этот банк данных сведения о ценах своих контрактов и предложений, имеют льготный режим ценового информационного обеспечения.