logo
лекции

Тема 3.1. Ценообразование на мировом рынке товаров и услуг

Особенности ценообразования на мировом рынке. Мировые цены, их сущность и основа формирования.

Для установления особенностей механизма формирования цен на мировых рынках имеет значение анализ связей этих цен с внутренними ценами отдельных стран.

Международной практикой определена степень обособления национальных рынков от мирового, а именно, полное обособление (замкнутый внутренний рынок), частичное обособление и свободное движение товаров между внутренним и мировым рынком. При полном обособлении национального рынка от мировой торговли, проявляющемся в отсутствии движения товаров между ними, ценообразование на внутреннем рынке определяется внутренними затратами и основой цен служат национальные затраты товаров. Наиболее часто встречаются случаи частичного, неполного обособления. При неполном обособлении процессы ценообразования на внутренних и мировых рынках протекают во взаимодействии. Основным каналом влияния условий мирового хозяйства на внутренние цены отдельных стран при таком положении является импорт, который воздействует на предложение товаров в рамках национального рынка и таким образом изменяет сложившееся соотношение между предложением и спросом на мировом рынке.

Экспорт также участвует во взаимодействии цен как альтернативная возможность реализации и произведенных товаров, то есть канал, который может увеличивать спрос на товары национального производства и оказывает влияние на размеры обращающейся на мировом рынке товарной массы. Масштабы влияния зависят от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом объеме экспорта.

В случае частичной обособленности внутренних рынков от мирового по конкретным товарам рыночная стоимость, которая регулирует внутренние цены, формируется из индивидуальных стоимостей национальных производителей, реализующих товар на внутреннем рынке, и интернациональной стоимости мирового рынка с учетом удельного веса национального производства и импорта в объеме внутреннего потребления.

Наряду с частичной обособленностью внутренних рынков от мировой торговли, существенное влияние на отрыв внутренних цен от внешнеторговых оказывает также торгово-политические и коммерческие особенности мирового рынка, которые проявляются в ряде моментов. Открытый характер, широта товарной номенклатуры и разнообразие условий мирового рынка создают возможности для более острой конкурентной борьбы, что действует в направлении выравнивания мировых цен и формирования более низкого уровня цен в мировой торговле.

В условиях, когда внутренний рынок не ограждается от мирового, при отсутствии тарифных и нетарифных барьеров, внутренняя торговля сливается с мировой. При этом национальные рынки выступают как части мирового, то есть по существу растворяются в нем, а цена на национальном рынке является интернациональной.

Интернациональная цена производства. Влияние закона стоимости на мировые цены.

Интернациональная цена производства, представляющая собой превращенную форму интернациональной стоимости, является основой цены со стороны предложения. Но в рыночном хозяйстве цена складывается под влиянием спроса и предложения. Продавец всегда заинтересован в повышении цены, в то время как покупатель стремится купить товар по более низкой цене. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается равновесная цена, которая приемлема и для продавца, и для покупателя. Цена равновесия соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения на графике. Эту точку иногда по имени английского экономиста, сформулировавшего эту зависимость, называют «крестом Маршала».

На уровень каких издержек будет ориентироваться цена в зависимости от соотношения спроса и предложения? Если спрос весьма велик, то мировая цена может быть на уровне наихудших национальных условий производства (даже если их доля на рынке незначительна), что позволит производителям выходить на мировой рынок и получать прибыль. Если же масса товаров на мировом рынке значительно превышает спрос на них, тогда мировую цену определяют товары, изготовленные в странах с лучшими условиями производства. Производители в странах с худшими и даже средними условиями производства будут вынуждены уйти с мирового рынка.

В процессе конкурентной борьбы на мировом рынке складывается таким образом общественно необходимая потребительная стоимость товара, которая представляет собой нормальную, при данных условиях производства, способность товара удовлетворять потребности человека в процессе личного или производственного потребителя. Например, если речь идет о продовольственных товарах, то существенное значение имеют вкусовые качества, возможность хранения, внешний вид и т.п. Для многих видов сырья важно содержание в них определенных веществ. Так, для металлических руд важнейшим показателем качества является процент содержания металла, для топлива – теплотворная способность и т.д. Весьма разнообразны требования, предъявляемые потребителем к машинам и оборудованию. Машины, имеющие одинаковую конструкцию и даже одинаковую производительность, могут различаться с точки зрения надежности, долговечности, ремонтоспособности, веса, портативности и т.д. При данных условиях производства мировой технический уровень, или мировой уровень качества, складывается на каждую машину или станок.

В практике ценообразования цены на товары, не отвечающие общественно необходимым на мировом рынке качествам (современному техническому уровню), устанавливаются на более низком уровне. Фирмы, которые приступают к выпуску товаров с качествами, превышающие мировой технический уровень, продают их по более высоким ценам, и, следовательно, получают избыточную прибыль.

В современных условиях, когда уровень техники постоянно усложняется, для ее потребителей важное значение приобретает качество не только самой техники, но и услуг, оказываемых производителем при продаже и в процессе ее функционирования, а именно условия поставки и монтажа, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т.д. На мировом рынке складываются общепринятые (общественно необходимые) условия поставки товаров, технического обслуживания, гарантийного ремонта и т.п. Затраты производителя, связанные с этими работами, учитываются в мировой цене товара. Если производитель не в состоянии обеспечить мировой уровень условий поставки и обслуживания оборудования, он не может претендовать на получение мировой цены за свой товар.

Внешнеторговые цены связаны с такими понятиями как эквивалентный и не эквивалентный обмен товаров исходя из складывающегося уровня цен на мировом рынке.

Поскольку интернациональная стоимость (цена производства) товаров выше, чем национальная стоимость(цена производства) в промышленно развитых странах, и ниже, чем в развивающихся, то при обмене на основе интернациональной стоимости промышленно развитая страна получает некоторый избыток стоимости по сравнению со своей национальной стоимостью, в то время как развивающаяся страна получает меньше своей национальной стоимости. Таким образом, страны с высоким уровнем развития экономики получают от развивающихся стран в процессе внешнеторговых операций большее количество овеществленного труда, чем отдают им взамен, однако, как утверждают отдельные экономисты-международники, такой не эквивалентный обмен приводит к положительным результатам.

Действительно, если мировая цена товаров, реализуемых отставшей в экономическом отношении страной, ниже, чем их национальные издержки, то мировая цена товаров, приобретаемых этой страной на мировом рынке также ниже и часто значительно, чем стоимость их производства в такой стране. В данном случае, приобретая товары на мировом рынке, страна экономит часть национального труда. К тому же многие виды продукции, которые может купить на мировом рынке экономически отсталая страна, в ее национальном хозяйстве вообще не производятся, а организация собственного их производства потребовала бы огромных затрат национального труда.

Интернационализация производства и ее влияние на мировые цены.

Интернационализация производства — установление непосредственных, более или менее устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в каком-либо регионе или в мировом масштабе.

Интернационализация производства — объективный процесс, являющийся следствием углубления международной специализации производства и разделения труда. Развитие международной специализации идет в направлении от межотраслевой к предметной, подетальной и технологической специализации.

Различные формы международной специализации получают развитие в связи с расширением производственной кооперации международно размещенных предприятий. Чем более глубокий характер принимают международная специализация и кооперация между предприятиями разных стран, тем более интернациональным становится характер производственного процесса.

Соотношение национальной и интернациональной стоимости. Характер взаимосвязи и взаимозависимости мировых цен и внутренних цен.

Мировой практикой установлены также две тенденции в формировании уровней цен действующих во внутренней и мировой торговле. Это – расхождение и выравнивание цен.

Вариация соотношений цен проявляется, прежде всего, в несовпадении направлений отклонения цен мирового рынка от внутренних цен. В одних случаях цены внутренней торговли отклоняются вверх, в других – вниз от мировых цен, в третьих – их уровни совпадают.

Однако, несмотря на неустойчивость направлений, размеров и характера отклонений внутренних цен от мировых, сравнительный анализ соотношений этих цен по отдельным странам и товарам, их эволюции за длительный (15-20 лет) период позволяет выявить две характерные особенности. Во-первых, совпадение цен внутренней и внешней торговли встречается редко. Типичным устойчивым случаем является их расхождение. Во-вторых, преобладающим вариантом ценовых расхождений выступает превышение внутренних цен над мировыми.

Анализ тенденции превышения внутренними ценами внешнеторговых при сравнении экспорта и импорта показывает, что особенно четко она проявляется по импорту. В преобладающем большинстве случаев внутренние цены выше импортных. Более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней допустим, так как не препятствует, а наоборот, создает дополнительные стимулы для вывоза товаров, и таким образом, отклонение уровня экспортных цен вверх от цен внутреннего рынка не только допустимо, но и экономически обоснованно (национальные издержки каких-либо товаров оказываются ниже их интернациональной стоимости).

В то же время более высокий уровень импортных цен, по сравнению с внутренними, при прочих равных условиях, экономически необоснован и неприемлем для любой страны, поскольку означает неэффективность, убыточность соответствующего импорта. Превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь временно, в условиях либо дефицита товаров на внутреннем рынке, либо административного регулирования цен (установление лимитных цен, квотирование объемов национального производства и пр.).

По импорту, закономерным является существование более высокого уровня цен на внутреннем рынке по сравнению с мировым, особенно по продукции обрабатывающей промышленности. По экспортируемым товарам тенденция превышения уровней внутренних цен над внешнеторговыми выступает в значительно более сглаженной форме, так как при экспорте очень сильны процессы сближения (при сопоставимости условий поставки и нивелировании расходов на транспортировку) уровней внутренних цен с мировыми. Это объясняется тем, что страна выступает в качестве экспортера по наиболее конкурентоспособным товарам и поэтому не нуждается в обособлении от внешнего рынка.

Таким образом, образование мировых цен, как правило, на более низком по сравнению с ценами внутренних рынков уровне связано с тем, что интернациональная стоимость, регулирующая процессы на мировом рынке, обычно меньше национальной стоимости соответствующих товаров.

И, наконец, различия в национальных нормах прибыли, а также большие по сравнению с существующими на внутренних рынках препятствиями для перелива капитала, рабочей силы, товаров и других производственных ресурсов, являющиеся одной из отличительных черт формирования интернациональной стоимости и цен мировой торговли, приводят к тому, что мировая цена образуется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания их на «лидера», то есть наиболее эффективного производителя. Такое положение характерно, например, для рынка пшеницы, где из пяти основных поставщиков (Канада, США, Австралия, Аргентина, Франция) экспорт без субсидий до последнего времени осуществляла практически лишь одна Канада; для рынка хлопка, где один из основных поставщиков США в широких масштабах субсидирует свой экспорт в связи с тем, что условия его производства у других поставщиков (Египет, Индия) менее благоприятны.

Знание закономерностей, характеризующих взаимосвязь внутренних и внешнеторговых цен – тенденций их сближения и выравнивания, может быть весьма полезным при прогнозировании тенденций движения цен конкретных товаров и их общего уровня. Основой таких оценок могут быть коэффициенты перехода от динамики внутренних к динамике внешнеторговых цен, которые устанавливаются на базе соотношения индексов тех и других цен за длительный период. Располагая такими коэффициентами, можно, исходя из прогнозных данных по внутренним ценам, определить перспективы предполагаемого изменения цен в мировой торговле.

Мировые цены на основе формирования и динамики внешнеторговых контрактных цен

Цена международного контракта — цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товара.

Контрактные цены в международной торговле могут существенно отличаться от внутренних цен.

Мировая цена конкретного продукта, взятая в качестве ориентира для заключения международного контракта, обязательно корректируется. Обусловлено это тем, что параметры продукта, по которому заключается данная сделка, условия самой сделки обычно отличаются от тех, в которых сформирована мировая цена-ориентир.

Цена международного контракта (контрактная цена) с учетом возможных надбавок и скидок является базой для установления внешнеторговых цен, формируемых в рамках внешнеторговой и таможенной политики государства.

Признаки мировой цены (регулярное использование на важнейших рынках, ведение платежей в свободно конвертируемой валюте).

Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран -экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям - обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся {изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:

1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

2) сделок, носящих регулярный характер;

3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.

Источники информации о мировых ценах. Информация, получаемая по данным таможенной статистики.

Публикация цен мирового рынка осуществляется как национальными организациями различного профиля, так и международными организациями. При этом цены на основные виды топлива и сырья, сельскохозяйственных и лесных товаров публикуются более или менее регулярно во многих источниках информации, а на машины, оборудование и другие готовые изделия - гораздо реже, что обусловлено трудностями сбора и анализа информации вследствие существенной качественной разнородности этих изделий.

Для практического использования информации большое значение имеют оперативные данные о ценах на товары, играющих ключевую роль в международной торговле. Такие сведения публикуются во многих национальных периодических изданиях. К ним относятся прежде всего наиболее солидные деловые газеты промышленно развитых стран: США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. Публикуемые в них цены в наибольшей степени актуализированы; данные собираются в основном через информационные каналы бирж, аукционов и других организованных форм торговли. При этом ценовая информация в ведущих газетах в какой-то части совпадает, например, по 20-30 важнейшим товарам международной торговли (таким, как нефть, нефтепродукты, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, цветные, драгоценные металлы), котируемым на 15-20 крупнейших биржах мира, главным образом американских и английских (перечень бирж, цены которых регулярно публикуются в ведущих бизнес-газетах, приведен в Приложении N 1) . В то же время информация по ценам в разных национальных изданиях имеет те или иные отличия, касающиеся числа наблюдаемых товаров, охвата основных центров международной торговли и т.д.

Среди наиболее известных и пользующихся высокой репутацией в деловом мире газетных изданий, ежедневно публикующих информацию о состоянии основных товарных рынков и цен на них, можно указать следующие. В США - это "Wall Street Journal", "New York Times","Los Angeles Times", "Journal of Commerce and Commercial", "Investor's Daily", в Англии - "Financial Times", в ФРГ - "Handelsblatt", "Frankfurter Allgemeine Zeitung", Гонконге - "Asian Wall Street Journal" и т.д.

Помимо газетных публикаций в ведущих промышленно развитых странах информация о ценах по более или менее значительному числу товаров издается также различными специализированными организациями, профессионально занимающимися изучением товарных рынков, спроса и предложения, оптовой, розничной и международной торговли. В частности, Бюро по исследованию товарных рынков (г. Нью-Йорк) занимается сбором и обработкой информации об основных показателях торговли важнейшими товарами в США и на ведущих зарубежных рынках. На базе этих данных подготавливаются различные справочно-информационные материалы и публикации, наибольшую известность среди которых имеют справочники "Commodity Chart Service" и "Commodity-Year Book". В первом издании каждую неделю обновляются сведения о биржевых и оптовых ценах по более 200 наблюдаемым товарам - энергоносителям, сельскохозяйственному сырью, продовольствию, цветным, драгоценным металлам, пиломатериалам и проч. По каждому товару приводятся отдельные таблицы с минимальными, максимальными и официальными (на момент закрытия бирж) котировками и/или средними оптовыми ценами. В специальных разделах справочника содержится различная коммерческая и спраавочная информация, включая индексы цен, расчетные соотношения между ценами отдельных товаров, долговременные ряды среднемесячных цен за десятки лет и т.д. В ежегоднике "Commodity Year Book" представлена информация по более 100 основным товарам, включая данные о производстве, потреблении, внутренней и внешней торговле. Цены приводятся среднемесячные и среднегодовые.

Международный валютный фонд (МВФ) ежемесячно издает статистический сборник "International Financial Statistics", в котором регулярно по широкому набору товаров публикуются цены на основных мировых рынках.

Таможенная статистика – это информация, необходимая для анализа российского рынка, в первую очередь для анализа внешнеэкономической деятельности участников рынка (анализа ВЭД). Таможенная статистика – это основа для любого маркетингового исследования товарного рынка, так как Федеральная Таможенная служба регулярно формирует статистику об импорте и экспорте всех товаров, провозимых через границу страны.

На основе результатов анализа таможенной статистики внешней торговли представители различных компаний получают возможность оперативно оценить товародвижение и объемы операций конкурентов, найти стратегических партнеров и новые рынки сбыта. Маркетинговые компании используют базы ВЭД для формирования заказных маркетинговых отчетов, так как данные таможенной статистики РФ являются одним из самых показательных индикаторов состояния экономики - объемы импорта / экспорта напрямую зависят от изменений на мировых рынках.

Транспортные компании с помощью таможенной статистики России находят новых клиентов, так как эти данные содержат контактную информацию организаций, занимающихся оформлением своих грузов. Производственные предприятия, проводя анализ таможенной статистики внешней торговли, оценивают свои экспортные возможности, а так же зависимость внутреннего рынка от импорта аналогичных товаров.

Факторы, влияющие на изменение мировых цен: действие закона стоимости, концентрация производства, рост производительности труда, научно-технический прогресс, экономия сырья и материалов, снижение трудоемкости продукции, инфляция, монополизация рынка, государственные мероприятия, торгово-политические и торговые факторы.

На мировом рынке на формирование цены оказывают влияние различные ценообразующие факторы, которые условно можно разделить на пять групп.

К общеэкономическим факторам, действующим независимо от вида товара и условий его производства, относят:

К конкретно экономическим факторам можно отнести:

Специальные факторы связаны с действием особых экономических механизмов:

НТП

В современных условиях одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень мировых цен, является научно-технический прогресс. НТП способствует росту производительности труда и эффективности производства, что приводит к снижению себестоимости. Одновременно улучшение потребительских свойств промышленных изделий ведет к дополнительным затратам и увеличению их стоимости. Таким образом, НТП приводит к относительному удешевлению промышленной продукции в расчете на единицу полезного эффекта при увеличении ее абсолютной стоимости.

Степень монополизации предложения товара

Монополизация предложения проявляется в контроле продавцом уровня цены товара, то есть продавец имеет возможность выбирать между высокой и низкой ценой, и чем выше степень монополизации предложения, тем больше влияния фирм-производителей на уровень цены и, следовательно, тем больше монопольная сверхприбыль.

Выделяют четыре вида структуры рынка, характеризующейся существенной монополизацией предложения. Это:

-рынок совершенной (чистой) конкуренции;

-рынок чистой монополии;

-рынок монополистической конкуренции;

-рынок конкуренции не многих поставщиков (олигополия ).

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли, что в значительной степени влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях названной рыночной модели, это приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисканту), который не столь значителен 3-5% .Однако объемы поставок возрастают.

Особенностью данного рынка является то обстоятельство, что поставщики продукции как сами экспортеры, так и их торговые агенты стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. При этом конкурирующие фирмы ориентируются на товары, производственные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства. К данному типу рынка можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии или рынок поставщика характеризуется наличием одного поставщика единственного товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом и он же контролирует все предложения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, что затрудняет проникновение на рынок конкурента. Монополист, в силу самой природы данного рынка, стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную для производителя прибыль. Под диктовку монополиста происходит оптимальный подбор объемов производства и цен с тем, чтобы совокупный доход был как можно выше.

Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка. На данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм (аутсайдеры), но которые занимают видное место на рынке и способные дать более выгодные предложения. Значительное влияние на цены оказывают представители разных отраслей, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. Например, поставка металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. Здесь при формировании цен учитывается конкуренция товаров заменяющим по своим качествам традиционные. Или, компании Австралии и Англии, традиционно поставляющие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей - поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами экспортерами, как правило, существуют соглашение о сотрудничестве и сферах их влияния. Кроме того, зачастую фирмы обладают также эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья. Практика ценообразования на поставляемую продукцию такова, что любое крупное решение, принимаемое экспортером - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т. д. требует неофициальной договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигается соглашение о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства. Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке приводит компанию к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого достигается соглашение относительно объемов производства, ценовой политики, раздела рынка сбыта с целью подержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулирующим мировой рынок нефти, является например, ОПЕК, (организация стран экспортеров нефти), в которой в течение длительного периода времени удается довольно успешно регулировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе при помощи подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т. е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий.

Таким образом, величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, т.е. от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Одновременно при этом отмечается, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Государственное регулирование

Важное значение имеет также таможенная политика в области импорта и экспорта. В сфере импорта государственная таможенная политика направлена на удешевление импорти­руемого сырья и затруднение доступа на внутренний рынок готовых изделий из-за рубежа. Как правило, импортное сырье не облагается таможенными пошлинами или их размер крайне незначителен. Это снижает издержки местных производителей готовых изделий. И, наоборот, таможенные пошлины на импор­тируемые готовые изделия устанавливаются на высоком уровне, что позволяет местным производителям успешно конкуриро­вать на внутреннем рынке и при повышенном уровне издержек производства и цен. В последние десятилетия в развитых странах идет процесс либерализации торговли, снижения таможенных барьеров, однако протекционизм тем не менее остается.

Во многих государствах практикуются количественные ограничения импорта, лицензирование. В 70-х годах получили распространение так называемые «добровольные» ограничения ввоза товаров из одной страны в другую на основе правительственных договоренностей. Практикуется также установление минимальных цен, по которым иностранные экспортеры обяза­ны продавать свои товары. Однако снижение цен ниже определенного уровня рассматривается как демпинг и преследуется.

Демпинг представляет собой сбыт на внешних рынках товаров по ценам значительно ниже внутренних с целью завоева­ния внешних рынков, расширения производства и сбыта. В условиях общего снижения таможенных барьеров обвинения в нарушении „справедливой торговли" и связанные с этим санкции стали одним из средств борьбы с поступлением деше­вых товаров на внутренние рынки.

Препятствуя демпингу со стороны иностранных конкурен­тов, государства в то же время способствуют осуществлению национальными компаниями демпинговой по­литики. Непременным условием демпинга является ограждение внутреннего рынка, поддержание на нем высоких цен. Достиже­ние этой цели обеспечивает политика госу­дарств в области экспорта. Однако, широко используются экспортные субсидии, а также освобождение экспортируемых товаров от налогов. К мерам по стимулированию экспорта, относится государственное кредитование экспортных поставок. Стремление монополий к экспансии на внешних рынках, актив­но поддерживаемое государством, приводит к существенному разрыву между внутренними и экспортными ценами.

Таким образом, государственное регулирование в области ценообразования направлено на поддержание внутренних цен на высоком уровне, в то время как экспортные цены должны обеспечивать конкурентоспособность товаров на внешних рынках.

Уровни мировых цен: по обычным коммерческим сделкам (в свободно конвертируемой, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте), по клиринговым соглашениям, по программам помощи и др.

Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. В связи с этим обычно выделяют:

1) цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:

в свободно конвертируемой валюте, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;

2) цены по клиринговым соглашениям;

3) цены по программам в рамках государственной помощи и др.

Клиринговые соглашения — международные торговые соглашения, предусматривающие использование доходов от экспорта в целях достижения равновесия во взаимной торговле. Сформировались как двусторонние в конце 20-х гг. XX в., в последующем превратились в многосторонние платежные соглашения. При заключении таких соглашений используется официальный обменный курс.

Требования, предъявляемые к мировым ценам.

В мировой коммерческой практике чаще всего предъявляются два основных требования, которым должна удовлетворять цена мирового рынка: во-первых, она должна быть доступной для любого продавца и покупателя, участвующего в торговле на соответствующем рынке (это представительность по торгово-политическому режиму операций, в рамках которых формируется данная цена) и, во-вторых, быть типичной, отражать условия торговли в преобладающей или существенной части товарооборота (репрезентативность по основным параметрам сделок).

Первое требование означает, что в качестве мировых могут рассматриваться только цены обычных торговых операций, совершаемых на "свободных" рынках; цены так называемых специальных сделок в эту категорию не включаются.

К обычным торговым операциям (которые часто называют операциями на обычных коммерческих условиях) относятся сделки, характеризующиеся следующими признаками:

- коммерческий характер операций;

- раздельные , взаимно несвязанные экспортные и импортные поставки;

- платеж в свободно конвертируемой валюте;

- осуществление операций в условиях свободного торговополитического режима.

Второе требование, которому должна соответствовать мировая цена, говорит о том, что такая цена должна относиться к торговым сделкам, совершаемым регулярно и в достаточно крупных масштабах. Сделки, имеющие случайный, эпизодический характер (пусть даже очень крупные), не могут считаться представительными для международной торговли. Все нерегулярные операции требуют дополнительного анализа условий, которые характеризуют эти сделки.