logo
рцб

Тема 4. Публичное размещение эмиссионных ценных бумаг.

  1. Понятие публичного размещения Сегодня развитие компаний-эмитентов и всего российского финансового рынка подошло к такому уровню, когда стала насущной необходимостью диверсификация источников финансирования, а также увеличение роли долевого финансирования, в том числе через публичное размещение акций. Публичное размещение акций может быть первичным для компании и инвесторов, либо в форме последующих размещений.  В классическом понимании под первичным публичным размещением или IPO понимается размещение впервые компанией своих акций на рынке среди широкого круга инвесторов. Однако, в российской практике данный термин имеет более широкое толкование и под IPO часто понимается: 1. РРО (primery public offering) - приобретение акций нового      выпуска широким кругом инвесторов.  2. SPO (second  public offering) – последующие размещения акций на открытом рынке. 3. Размещение акций посредством выпуска ADR или GDR. 4. Публичное размещение конвертируемых облигаций. 5. РО (placing, private offering ) - частное размещение на бирже, либо с проведением листинга на бирже - среди заранее известного круга инвесторов. 6. DPO (direct public offering) - размещение акций силами эмитента на бирже.  В рамках данного курса, под IPO (initial public offering) понимается первичное публичное размещение акций компании на российских и зарубежных биржах среди неограниченного круга инвесторов. Публичное размещение облигаций на биржах, если оно предшествует проведению компанией IPO, можно рассматривать как preIPO (этап подготовки к IPO).  Все компании, выходящие на фондовый рынок, условно можно разделить на три группы: крупные компании, активно вовлеченные в международную торговлю, быстрорастущие компании среднего размера и малый инновационный бизнес.  Крупные российские эмитенты обычно  предпочитают зарубежные торговые площадки для размещения своих акций. Компании среднего бизнеса, которые  могут ориентироваться на российские биржи, а представители малого бизнеса могут рассчитывать преимущественно на  услуги внебиржевого рынка. По мере накопления внутренних капиталов в России растет привлекательность отечественных бирж (ММВБ, ФБ «РТС») для проведения на них публичных размещений акций компаниями, которые не нуждаются во многих сотнях миллионов привлеченных средств. При этом отечественным компаниям вряд ли придется сильно испытывать последствия спада в отдельных отраслях экономики  США при проведении IPO на российских биржах.

  2. 2. Способы организации размещения ценных бумаг на рынке  Размещение ценных бумаг на бирже, как правило, осуществляться в форме аукциона, обычно это простой аукцион продавца (эмитента). Аукцион может быть организован как открытый (по типу английского, голландского), либо как закрытый («втёмную»). Наряду с биржевым размещением эмитент может осуществить внебиржевое размещение на основе договоров с посредниками (андеррайтерами). Внебиржевое размещение акций может производиться в разных торговых местах и в произвольное время. Биржевое либо внебиржевое размещение может быть организовано различными способами. Выбор того или иного способа публичного размещения оказывает влияние на цену размещаемых акций. Наиболее распространенными способами размещения публичного предложения эмиссионных ценных бумаг являются: 1. «Открытое предложение», или способ фиксированной цены, который предполагает установление цены продажи акций заранее. Фиксация цены увеличивает риск просчетов в оценке спроса на акции. В результате фиксации цены на высоком уровне увеличивается риск    недоразмещения акции, а фиксация цены на низком уровне - снижает эмиссионный доход.  Тем не менее «открытое предложение» остается самым экономичным способом размещения акций для небольших рынков и среди розничных инвесторов, так как не требует высоких издержек на проведение «дорожного щоу». Андеррайтер  организует сбор заявок на покупку акций, пока величина спроса не превысит величину предложения. Инвесторы предварительно оплачивают свою заявку. 2. Способ «аукцион» - простой аукцион эмитента, который широко используется при размещении госбумаг, а также акций крупными компаниями, о которых информация распространена среди большого числа разрозненных инвесторов. В России данный способ был использован при приватизации государственных компаний в отраслях, которые хорошо изучены и понятны инвесторам. Для компаний небольших и в отраслях, которые инвесторы не понимают, использование аукционного способа может быть мало привлекательным.     3. Способ формирование книги заявок предполагает, что андеррайтер устанавливает предварительный диапазон цены, в пределах которого инвесторы могут делать заявки: а) обычные или простые заявки на покупку (strike bid), в которых указывается количество акций по окончательной цене размещения      (обычно они составляют около 80% от общего объема заявок), б)  заявки (limit bid), в которых указывается количество акций по максимальной цене, за которую инвестор готов купить акции (около 15%),  в) ступенчатые заявки (step bid), в которых указывается количество акций на покупку в зависимости от уровня цен.  Например, по цене 20 руб. 1000 шт акций,  по цене 25 руб.  800  шт акций и т.п. г) денежные заявки (currency bid), в которых указывается сумма денег, которую инвестор готов уплатить за акции компании.   Андеррайтер собирает все заявки инвесторов и формирует окончательную цену предложения. Этот способ дает андеррайтеру полный контроль над распределением акций компании среди потенциальных инвесторов. Он используется обычно для продажи акций институциональным и иностранным инвесторам.  4. Гибридные способы представляют собой использование эмитентом и его андеррайтером одновременно нескольких способов в целях наиболее достижения полного размещения акций компании.  Сочетание «открытого предложения» с формированием книги заявок получает наибольшее распространение. Обычно формирование книги  заявок используется для продажи акций институциональным и иностранным инвесторам, а «открытое предложение»  - для розничных и отечественных инвесторов. 

  3. 3. Этапы проведения размещения Процесс выпуска и размещения акций можно условно разделить на 3 этапа: подготовительный этап, этап размещения, этап работы с инвесторами после размещения. Каждый этап состоит из нескольких стадий (см. табл.) Как видно из таблицы, подготовительный этап (1-17 стадии) неоднороден, он является самым продолжительным и продолжительность каждой стадии на нем различна. По фактору времени подготовительный этап можно разделить на 4 периода. Первый период  начинается примерно за 2 года до выхода эмитента на первичный рынок и включает проведение компанией следующего комплекса мероприятий:  • разработка принципов корпоративного управления; • внедрение МСФО; • оценка реальной стоимости компании;  • сравнительный анализ альтернативных вариантов финансирования; • определение привлекательных для инвесторов направлений деятельности; • вывод капитала из непрофильных производств; • определение конкурентных преимуществ компании;  • уточнение цели проведения публичного размещения ценных бумаг.  • подготовка бизнес-плана публичного размещения ценных бумаг. Второй период (примерно за год до размещения) характеризуется тем, что эмитент проводит тендер для выбора лид-менеджера (андеррайтера) IPO, юридических консультантов и аудитора, PR-агентств.  Лид-менеджер, в свою очередь, выбирает группу консультантов: советующих менеджеров размещения (co-lead-manager), соуправляющих (co-manager), андеррайтеров-регистраторов, ведущих книгу заявок (book runner). В итоге формируется эмиссионный синдикат  - числом членов от 3 до 50 – с обязательством публиковать аналитические отчеты об эмитенте. Наличие нескольких организаторов имеет определенные преимущества, так как расширяет клиентскую базу и географию размещения. На этом этапе проводится общее собрание акционеров, на котором утверждается план-график IPO, создается команда менеджеров от эмитента и распределяются обязанности между ее членами.  Третий период начинается с разработки инвестиционного меморандума, в состав которого входит описание целевого рынка компании, ее конкурентов, стратегии развития, команды менеджеров и пр., а также финансовая отчетность компании-эмитента за последние 5 лет. Для выполнения процедуры due diligence  формируются рабочие группы из представителей эмитента, андеррайтеров, аудиторских фирм, юридических компаний, PR-компаний для выполнения процедуры due diligence: группа оценки и экономического анализа, группа по проведению due diligence и подготовке документов, маркетинговая группа.  Группа оценки и экономического анализа (в составе представителей эмитента, андеррайтеров и аудитора): приводит финансовую отчетность эмитента в надлежащий вид, готовит бизнес-план публичного размещения акций, проводит экономический анализ, осуществляет оценку бизнеса, проводит экспертизу бизнес-плана компании.  Группа по проведению due diligence и подготовке документов (в составе представителей эмитента, андеррайтеров и юридических консультантов): подготавливает для листинга документацию,  организуют издание проспекта ценных бумаг, его регистрацию в ФСФР,  составляет и подает на регистрацию отчет о выпуске (по итогам выпуска ).  Маркетинговая группа (в составе представителей эмитента, андеррайтеров, юридических консультантов и PR-компании):  разрабатывает инвестиционный бренд эмитента, организует «дорожное шоу» и презентации.  Процедура Due Diligence – тщательное изучение всех аспектов бизнеса эмитента ведущими андеррайтерами, юристами, аудиторами в целях сбора необходимой информации для проспекта ценных бумаг, проверки на достоверность, точность и существенность информации, включаемой в эмиссионные документы, подтверждения подлинности раскрываемой информации о компании-эмитенте. Андеррайтер и юристы посещают производственные и офисные помещения.  Четвертый период (за полгода до публичного размещения) начинается с активной маркетинговой кампании, которая заключается в  публикации в СМИ о состоянии конъюнктуры рынка ценных бумаг компании, перспективах развития и предстоящем размещении акций эмитента, проведении пресс-конференции с участием руководства компании, выездных road-show в различных городах, презентаций эмитента крупным инвесторам (инвестиционным фондам, страховым компаниям и т.п.) порой по 2 встречи в день. В этот период происходит формирование андеррайтерами книги заявок с правом отзыва инвестором заявки.  Розничные инвесторы обычно не принимают участия в подаче заявок. За два месяца до размещения деятельность PR-кампании обычно прекращается (или существенно снижается) для осмысления инвесторами информации об эмитенте и предстоящем публичном размещении его акций. Возобновляется PR-кампания лишь через месяц в целях оказания влияния на решение инвесторов о покупке акций. После завершения «дорожного шоу» руководство компании вместе с членами эмиссионного синдиката согласовывают окончательный объем выпуска и цену размещения акций («цену предложения»).  Андеррайтеры, как правило, рекомендуют эмитентам такую цену, которая сможет несколько вырасти после размещения и создаст ликвидный вторичный рынок. Согласовав вопрос о цене и объемах размещения лид-менеджер организует публикацию последней  версии проспекта ценных бумаг и распределение акций среди инвесторов. На этом завершается подготовительный этап и эмитент выходит на первичный рынок. Выход на биржу возможен после регистрация проспекта ценных бумаг и объявления о вступлении публичного размещения акций эмитента в силу. Биржевое размещение предполагает прохождение ценных бумаг компании-эмитента процедуры листинга, а также аукцион по размещению акций компании-эмитента. Правилами биржевой торговли может предусматриваться открытый аукцион (лимитированные заявки и цена отсечения), закрытый аукцион (лимитированные, рыночные заявки и цена отсечения), смешанный аукцион. В ходе аукциона цену отсечения устанавливает андеррайтер (по согласованию с эмитентом), при этом, как показывает практика, 5% инвесторов получают  заявленное количество акций  (max price), 30% инвесторов не получают акций вообще. После проведения аукциона эмитент вместе с андеррайтером определяют издержки, выясняют причины недоразмещения, составляют Отчет об итогах  выпуска акций. Если публичное размещение состоялось, эмитент получает финансовые средства от размещения акций на цели, заявленные в проспекте ценных бумаг, а  в случае недоразмещения акций ему придется возвратить привлеченные средства обратно инвесторам. Но, если  размещение все же состоялось, эмитенту необходимо будет подумать о функционировании вторичного рынка своих акций, для чего он обычно заключает договор с ведущим андеррайтером о выполнении функций майкер-мейкера на вторичном рынке акций компании. Выход компании на биржевой рынок для публичного размещения своих  акций  качественно меняет образ ведения бизнеса. Компания обязана снабжать соответствующей актуальной информацией инвесторов, своевременно публиковать отчетность. Данные функции возлагаются на отделы по связи с инвесторами. Данные отделы осуществляют подготовку информационных бюллетеней, в которых освещаются стратегии и текущие задачи компании, дается оценка положения на рынке, сотрудничества менеджеров и акционеров, корпоративных ценностей и взаимоотношений в коллективе. Наряду с эмитентом маркет-мейкер снабжает участников рынка необходимой информацией о компании. Финансирование эмитентом деятельности маркет-мейкера по информированию инвесторов о достижениях компании, поддержанию котировок, не допущению биржевых спекуляций, значительных спрэдов по ценным бумагам компании-эмитента («стабилизационные сделки»). Нередко андеррайтер продает ценные бумаги, которыми не владеет, т.е. берет в долг.

  4. 4. Подготовка инвестиционного меморандума и проспекта ценных бумаг Инвестиционный меморандум – предварительный проспект ценных бумаг компании-эмитента. В российском законодательстве отсутствует понятие инвестиционного меморандума, поэтому он подготавливается исходя из норм делового оборота. Его подготовка осуществляется андеррайтером совместно с эмитентом в ходе проведения due diligence.  Инвестиционный меморандум составляется не только при размещении акций, но и при размещении облигаций. В процессе подготовки проспекта ценных бумаг может быть подготовлено несколько вариантов меморандума. В первоначальных его вариантах не содержится информация: об окончательной цене размещения, об объеме предложения ценных бумаг, об объеме привлечения денег на основе продажи ценных бумаг, о размере комиссии андеррайтеру. Лишь заключительные версии эмиссионных меморандумов содержат эти сведения.  Следует отметить, что инвестиционный меморандум не является предложением о продаже или о покупке ценных бумаг. Он используется для информирования инвесторов и проведения публичных мероприятий и презентаций. Инвестиционный меморандум нередко называют «приманкой». На его обложке текст примерно следующего содержания:  «Настоящий документ не является проспектом ценных бумаг. Информация, содержащаяся в настоящем инвестиционном меморандуме, не является исчерпывающей и может в дальнейшем корректироваться. Продажа ценных бумаг компании возможна только после завершения всех установленных действующим законодательством процедур, обеспечивающих допуск ценных бумаг компании на биржевую площадку, включая регистрацию проспекта эмиссии в ФСФР России. Как правило, инвестиционный меморандум не является прямым предложением о продаже ценных бумаг компании и служит исключительно для презентации компании потенциальным инвесторам». Рассмотрим кратко содержание инвестиционного меморандума по основным разделам:  1. Резюме – краткое описание бизнеса компании, вида предлагаемых ценных бумаг, ожидаемого объема поступлений от продажи ценных бумаг,  направления использования привлекаемых средств, финансовые показатели деятельности компании за последние отчетные периоды.   2. Факторы риска: макроэкономические :инфляционные, валютные, изменения законодательства и т.п.,  отраслевые: усиление конкуренции, снижение темпов развития отрасли, сезонность спроса на продукцию отрасли, и т.п., корпоративные. В этом разделе обычно приводится расчет влияния рисков на финансовую (бухгалтерскую) отчетность компании-эмитента (см. табл.). Таблица Влияние рисков на финансовую отчетность эмитента: (извлечение из инвестиционного меморандума) 3. Направления использования средств, вырученных от продажи акций, например: на погашение текущей задолженности и замещение полученных кредитов, инвестиции в основной капитал, финансирование деятельности дочерних и/или зависимых компаний и т.п.  4. Дивидендная политика. В этом разделе получает отражение информация о случаях невыплаты дивидендов, изменения в порядке начисления и выплаты дивидендов, например, переход на выплату дивидендов акциями, либо отказ от начисления дивидендов и направление нераспределенной прибыли на развитие компании. Понятно, что выплата дивидендов акциями позволяет акционерам пополнить свой портфель акций, а эмитенту сэкономить деньги, однако эта выплата в конечном итоге ведет к «разводнению капитала», так как уменьшает показатель прибыли на одну акцию. В соответствии с законом РФ «Об акционерных обществах» выплата дивидендов запрещена, если она способна оказать негативное влияние на капитал компании.   5. Капитализация. В данный раздел включается информация о структуре собственности в компании, расчет рыночной капитализации компании по обыкновенным и привилегированным акциям с учетом биржевых котировок (исходя из количества акций в обращении), а также информация о влиянии роста долга на рыночную стоимость акций в условиях проведения preIPO.  ПРИМЕР расчета рыночной стоимости акций с учетом preIPO:  Допустим, в результате размещения облигаций долг компании увеличится на 20,0 млн. руб., процентный доход по облигациям (i) предусматривается на уровне 10% годовых, показатель годовой операционной прибыли (NOI или ЕВIТ) = выплата процентов по облигациям (2,0 млн. руб.) + прибыль для распределения среди владельцев обыкновенных акций (13 млн. руб.), общая ставка капитализации - 12% (уровень доходности акционерного капитала компании).  Таблица Расчет рыночной стоимости акций на основе чистой операционной прибыли* Расчет основан на условии:  1) общая ставка капитализации, чистая операционная прибыль остаются постоянными при изменении структуры капитала компании, 2) компания использует средства от размещения облигаций для выкупа своих обыкновенных акций.  6. Размывание капитала. В данном разделе содержится информация о возможном уменьшении («разводнении») величины базовой прибыли на акцию, приводится расчет стоимости чистых активов (СЧА) на 1 акцию. Принято считать, что СЧА – нижняя граница цены размещения акции, а если СЧА > Р, то имеет место эффект размывания капитала. При этом разводняющим эффектом может быть: •   размещение облигаций и привилегированных акций,  конвертируемых в обыкновенные акции; •   выпуск опционов на покупку обыкновенных акции по цене  ниже рыночной; •   выплаты вознаграждения менеджерам обыкновенными акциями (программы участия менеджеров компании в прибыли, и другие аналогичные программы).  7. Андеррайтинг и распределение акций. В данном разделе приводится информация о количестве членов синдиката андеррайтеров, типе соглашения с андеррайтерами (указание на наличие или отсутствие у андеррайтера обязанностей по приобретению неразмещенных ценных бумаг), круге потенциальных инвесторов,  биржевой площадке и порядке размещения на ней ценных бумаг компании. Здесь же в окончательном варианте инвестиционного меморандума указывается также цена акций, предлагаемых к публичному размещению. 8. Описание деятельности (бизнеса) компании: отраслевая принадлежность (виды деятельности, продукции, наличие лицензий и т.п.), сырьевая база и поставщики, рынки сбыта продукции (клиентская база, анализ конкурентной ситуации), совместная деятельность, планы будущей деятельности (например, расширение географии бизнеса, расходы в области НИОКР и т.п.), участие в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах, ассоциациях, дочерние и зависимые хозяйственные общества (виды деятельности таких обществ и значения их для деятельности эмитента, доля участия), состав, структура и стоимость основных средств, планы по приобретению, замене, выбытию основных средств, информация о фактах обременения основных средств эмитента, юридические разбирательства и тяжбы. 9. Раскрытие информации о существенных событиях и актах: о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ, о фактах и причинах увеличения (уменьшения) стоимости активов эмитента более чем на 10 %, о фактах и причинах увеличения чистой прибыли (убытков) эмитента более чем на 10 %, о фактах сделок эмитента стоимостью более 10% активов, о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг, признании выпуска несостоявшимся или недействительным, о фактах появления акционеров, владеющих более 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций, о начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента. 10. Финансовая информация. В данный раздел включаются балансовые отчеты (не менее, чем за 2 года до даты размещения) с приложением заключения аудитора, отчеты о прибылях и убытках, движении денежных средств, изменениях в акционерном капитале (за 3 года до даты размещения) с приложением заключения аудитора, сводные данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента (за 5 лет до даты размещения), сведения о слияниях и поглощениях (за последние 2 до 3 года), о планах по приобретению бизнеса, промежуточные финансовые отчеты (квартальные или полугодовые).   11. Руководство и персонал. В этом разделе дается характеристика основных руководителей компании, главных акционеров, приводятся сведения о размерах получаемых ими вознаграждений и компенсаций, а также дается производственная характеристика ключевых сотрудников компании, размер их заработной платы, включая сведения о владении ими опционами на акции, бонусами, наличии соглашения с эмитентом об участии в прибыли и прочих статьях дохода компании, сведения о принадлежащих им пакетов акций, участии в операциях, связанных с заемными средствами, величинах комиссионных вознаграждений и пр.  12. Взгляд и оценка управляющих (Management Discussion and Analysis - MD&A). Данный раздел обычно представляет информацию в виде интервью с руководством компании-эмитента о результатах текущей деятельности, перспективах развития бизнеса, оценки сценариев развития событий в компании по различным направлениям (результаты текущей деятельности, ликвидность, достаточность капитала, другие показатели и факты). Информация предоставляется в сопоставимом виде и с комментариями обстоятельств, рыночных тенденций и событий, повлиявших на достигнутые результаты.  Проспект ценных бумаг – последний вариант инвестиционного меморандума; он  должен содержать информацию об истории компании,  описание ее бизнеса, описание перспектив и рисков, связанных с инвестициями в данную компанию, информацию о параметрах эмитируемых ценных бумаг, направлении использования дохода от продажи ценных бумаг компании  и др. информацию согласно «Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Андеррайтер вместе с должностными лицами эмитента несут субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный инвестору вследствие включения в проспект ценных бумаг информации: недостоверной,  неполной, вводящей в заблуждение.  Эмитент обычно имеет 2 комплекта проспекта ценных бумаг: для ФСФР (официальный), для зарубежных инвесторов (на английском языке). Процедура публичного размещения акций начинается после  регистрации  в ФСФР проспекта ценных бумаг.  По окончании этапа публичного размещения ценных бумаг эмитентом совместно с андеррайтером подготавливается Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, который содержит следующую информацию:  1. Вид ценных бумаг, форма и серия. 2. Способ размещения. 3. Дата фактического начала и окончания размещения. 4. Фактическая цена размещения ценных бумаг (по ценным бумагам в рамках данного выпуска). 5. Средства, полученные от размещения ценных бумаг (в рублях, иностранной валюте, в форме материальных и нематериальных активов). 6. Норматив недоразмещения ценных бумаг, установленный эмитентом (не 50% +1 акция, а другой норматив размещения). 7. Доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг. 8. Все крупные сделки и сделки с заинтересованностью, которые совершены в процессе размещения. Отчет утверждается Советом директоров компании-эмитента и в течение 30 дней предоставляется в ФСФР РФ.  После регистрации Отчета начинается этап подготовки вторичного рынка ценных бумаг.

  5. 5. Биржевые схемы размещения ценных бумаг Выход на биржу эмитент осуществляет практически на финишной прямой, однако и на этой стадии у него и его команды, проводящей публичное размещение ценных бумаг компании, остаются вопросы, требующие совместной проработки. Они касаются прежде всего обсуждения схемы размещения на бирже ценных бумаг. Схемы публичного размещения нередко устанавливаются биржей по согласованию с эмитентом и его андеррайтером. Биржа предлагает на выбор свой набор инструментов и механизмов, таких как:   1. Фиксированная или аукционная цена.  2. Предварительное или последующее депонирование денежных средств и ценных бумаг в Расчетной палате и Депозитарии Биржи. 3. Заявки на покупку – с указанием цены (лимитированные заявки) и/или с указанием общей суммы (рыночные / неконкурентные).  4. Способ определения цены размещения – на основе цены отсечения и/или средневзвешенной цены. 5. Тип аукциона – открытый или закрытый. 6. Размещение на нескольких биржевых площадках. 7. Сочетание биржевого и внебиржевого размещения. Ниже приведена таблица, отражающая разнообразные схемы проведения аукциона по размещению ценных бумаг на ФБ «РТС»  (всего их около 10). Таблица Известно, что до 90% публичных размещений российских компаний  приходится на зарубежные площадки. С 2005 г. компании предпочитают Лондонскую фондовую биржу. Ниже в виде таблицы дана сравнительная характеристика наличия достоинств и недостатков при размещении ценных бумаг компании на разных зарубежных биржах. Таблица Сравнительный анализ зарубежных рынков Лондонский биржевой рынок Биржевой рынок континентальной Европы Биржевой рынок США

  6. 6. Цена публичного размещения ценных бумаг Эффективность публичного размещения акций компании – комплексная характеристика, включающая потенциал роста рыночной цены акций и создание ликвидного вторичного рынка, привлечение эмитентом максимального объема финансовых ресурсов с рынка, а также снижение до минимума риска неразмещения выпуска. Расходы по размещению могут составлять от 5% до 20% цены размещения. Несомненно, формирование цены во многом зависит от способа публичного размещения ценных бумаг. При этом следует иметь в виду, что согласно российскому законодательству цена предложения акций для инвесторов и акционеров может различаться.  Обычно для акционеров, реализующих свое преимущественное правом, цена размещения устанавливается Советом директоров компании-эмитента. Для инвесторов (будущих акционеров) цена размещения устанавливается андеррайтером по согласованию с эмитентом. Она может быть фиксированной и довольно невысокой при использовании способа «открытое предложение», если размещение предполагается преимущественно среди розничных инвесторов, без высоких издержек на «дорожное щоу». Если предусматривается использование способа «аукцион» эмитента (на бирже или вне биржи), тогда инвестор приобретает акции компании по аукционной цене.   Что касается цены приобретения акций инвесторами при использовании способа формирования книги заявок, то на пути от установления диапазона цен до определения окончательной цены  проходит несколько этапов. Вначале андеррайтером определяется ценовой диапазон на основе оценки бизнеса компании-эмитента с использованием различных методов (затратный, аналогов, дисконтирования денежных потоков и т.д.), учета динамики курса акций компании-эмитента на вторичном рынке,  дисконта в цене в расчете на повышение курса акций сразу после публичного размещения. Накануне размещения на бирже (на основе анализа заявок и сложившейся рыночной ситуации) андеррайтером по согласованию с эмитентом определяется окончательная цена предложения акций, которая объявляется перед началом аукциона. Данная цена обычно устанавливается выше точки равновесия на кривой спроса и предложения. Третий этап начинается с открытия торговли акциями на биржевом рынке. С этого момента цена на акции устанавливается рынком. В ходе размещения на бирже, в зависимости от типа аукциона, формируется реальная цена продажи инвесторам акций компании. Для эмитента и его андеррайтера особое значение имеет цена закрытия первого дня торговли. Положительная разница между ценой закрытия первого дня и ценой предложения представляет собой доход, который компания не получила возможно вследствие занижения  окончательной цены предложения андеррайтером.