Лекция 6
ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЯ, ГРУППЫ, ВИДЫ И УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХЗАПАСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)УЧРЕЖДЕНИЯХ
План:
Материальные запасы, их классификация, задачи учета.
Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов.
Синтетический учет материальных запасов.
Аналитический учет материальных запасов.
Инвентаризация материальных запасов.
Контроль за состоянием и рациональным использованием материальных запасов и основные направления совершенствования их учета.
Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива, горюче-смазочных материалов.
Как правило, бухгалтерский учет материалов в любом государственном (муниципальном) учреждении характеризуется большим количеством операций и значительным документооборотом. Следовательно, бухгалтеру на таком направлении учетной работы требуются внимательность и четкое понимание содержания проводимых хозяйственных операций.
Рассмотрим особенности учета материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях согласно Единому плану счетов.
Введенная с 1 января 2011 года Инструкция по применению единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н не изменила основных методологических подходов в порядке учета материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях.
Материальные запасы как один из видов нефинансовых активов должны вести в разрезе аналитических групп счетов синтетического учета, а именно:
* 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»:
* 30 «Иное движимое имущество учреждения»;
* 40 «Имущество — предметы лизинга».
10501 – Медикаменты и перевязочные средства;
10502 – Продукты питания;
10503 – Горюче-смазочные материалы;
10504 – Строительные материалы;
10505 – Мягкий инвентарь;
10506 – Прочие материальные запасы;
10507 – Готовая продукция;
10508 – Товары;
10509 – Наценка на товары.
Учет материальных запасов необходимо организовать с учетом имеющихся в учреждении источников финансирования, которым соответствуют следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) государственных (муниципальных) учреждений:
- деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
- приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- средства во временном распоряжении;
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- субсидии на иные цели;
- бюджетные инвестиции;
- средства по обязательному медицинскому страхованию.
Напомним, что код вида финансового обеспечения указывается в 18-м разряде номера счета.
Следовательно, в рабочем плаце счетов любого государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены соответствующие счета аналитического учета с указанием как групп счетов синтетического учета, так и кодов видов финансового обеспечения.
Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения. В свою очередь материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.
Учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. При этом учет операций по поступлению материальных запасов ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:
в Журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов - в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений); операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т. п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации:
в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо в Журнале операций расчетов с подотчетными лицами - в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов материальных запасов.
Бухгалтерский учет материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа имеет общую методологическую основу и ведется на основании следующих нормативных документов:
для казенных учреждений - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от06.12.2010 № 162н;
для бюджетного учреждения – Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
для автономного учреждения - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от23.12.2010 № 183н.