Основные услуги Сбербанка России, предоставляемые физическим и юридическим лицам
В рамках развития розничного бизнеса банк активно и целенаправленно развивает и укрепляет свои позиции на рынке услуг, предоставляемых населению. Особое внимание уделяется улучшению качества обслуживания, созданию максимальных удобств в обслуживании клиентов. Сбербанк является крупнейшим банком России по обслуживанию частных лиц. На счетах банка сосредоточено около 80 % всех денежных средств, размещенных гражданами в банках страны. Более широкого круга услуг населению не предоставляет ни один банк России.
Основные виды услуг для физических лиц:
1) размещение денежных средств во вклады;
2) размещение денежных средств в ценные бумаги;
3) расчетно-кассовое обслуживание;
4) операции с ценными бумагами;
5) кредитование;
6) покупка и продажа иностранной валюты;
7) предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хранения ценностей;
8) выдача и обслуживание международных банковских карт Visa, Eurocard, собственных микропроцессорных карт Сбербанка России АС СБЕРКАРТ;
9) операции с золотыми мерными слитками и монетами из драгоценных металлов.
Новый вид операций Сбербанка - открытие валютных счетов гражданам. Для каждого вида валют открывается новый счет. Клиенты могут открыть валютные счета без предъявления документов, подтверждающих происхождение иностранной валюты. Валютные счета функционируют, как правило, в двух формах; до востребования и срочные. Режим валютных счетов предусматривает безналичные перечисления внутри страны и за границей в пользу как организаций, так и частных лиц, оказывающих услуги за иностранную валюту, и выдачу иностранной валюты по требованию клиента.
Для Сбербанка России не существует территориальных преград, он доступен для широкого круга клиентов даже в далекой глубинке. Однако в настоящее время происходит закрытие нерентабельных сельских филиалов, в результате чего жители отдаленных районов лишаются элементарных банковских услуг. Содержание в небольших населенных пунктах филиалов не только стало невыгодным, но и небезопасным. Решение проблемы было найдено в создании сберкассы на колесах. Это бронированный автомобиль, внутри которого находятся оборудованный по всем правилам безопасности клиентский зал и кассовый узел. Обслуживают такой банк два работника — водитель-инкассатор и контролер-кассир. Клиентам предоставляются те же виды услуг, что и в стандартном филиале банка:
1) принимаются все виды вкладов;
2) выдаются суммы пенсий, заработной платы и пособий;
3) осуществляется прием налоговых, коммунальных и иных платежей;
4) осуществляются переводы вкладов или наличных денег.
Передвижная операционная касса оснащена по последнему слову техники — оформление операций полностью автоматизировано. В кассе на колесах всегда есть свет и тепло, так как она оснащена автономным электропитанием, отоплением и вентиляцией. Если раньше иметь в каждом сельском филиале контрольно-кассовую машину для приема платежей не было возможности, то сегодня банк принимает все виды платежей. Для создания клиентам удобств передвижная касса должна работать в конкретном установленном месте, в строго определенное время (по графику).
Передвижная операционная касса — это значительная экономия средств на содержание филиалов, хотя сегодня такая касса стоит немалых денег. Однако развитие этой формы обслуживания является необходимостью и позволит Сбербанку продолжать и далее политику предоставления разнообразных банковских услуг широкому кругу населения России.
Банковские услуги классифицируются в зависимости от:
субъекта, для которого они предоставляются физическому или юридическому лицу;
оплаты за предоставление: могут быть платными и бесплатными;
движения материального продукта, с которым они связаны;
способа формирования банковских ресурсов: активные и пассивные операции;
специфики деятельности банка: специфические и неспецифические услуги.
1. Специфические операции можно подразделить на депозитные, кредитные и расчетные. (Самыми первыми в истории деятельности кредитных организаций стали валютные операции).
2. Предоставляется также ряд дополнительных операций - с ценными бумагами и металлами, которые банк выполняет по своему усмотрению.
3. Нетрадиционные банковские услуги включают:
посредничество, информационные, юридические, бухгалтерские, способствующие вступлению предприятия на биржу, и прочую деятельность, направленную на развитие предприятия;
гарантии и поручительство;
доверительные операции;
защиту интересов клиента в суде;
хранение ценного имущества в сейфе;
туристические, и прочие услуги.
Для физических лиц:
депозитные операции, подкрепленные гибкой политикой стимулирования вкладов;
кредитование различных видов (ипотечный, потребительский, товарный кредит);
обслуживание текущих счетов, позволяющее перечислять средства безналичным способом;
расчетно-кассовые операции, то есть, движение средств по поручению клиента с использованием банковских счетов;
предоставление карт и управление карточными счетами;
денежные переводы различных видов;
прием платежей;
дорожные чеки;
аренда сейфов.
Для юридических лиц:
различные виды кредитования (пополнение оборотных средств, и т.п.);
открытие депозитов;
обслуживание текущих счетов;
управление собственным счетом онлайн;
всевозможные пластиковые карты (зарплатные, премиальные, для открытия овердрафта сотрудниками);
инвестирование: привлечение инвесторов, финансирование прибыльных проектов;
факторинг - продукт для компаний, действующих с отсрочкой платежа;
лизинг: с его помощью покрывается стоимость купленного и сданного в эксплуатацию оборудования;
сопровождение импорта и экспорта - для минимизации рисков внешнеэкономической деятельности;
инкассация (включая сохранность и доставку средств компании).
Для банков:
выпуск платежных карт;
ведение корреспондентских счетов;
кассовые операции;
предоставление различных видов гарантий (тендерной, таможенной, платежа, погашения кредита, выполнения);
работа с векселями;
выпуск облигаций;
документарные операции (аккредитивы, инкассо, гарантии);
переводы для партнерских банков.
Банковский продукт, особенности и свойства
Особенности маркетинга в банковской сфере (или банковского маркетинга) обусловлены в первую очередь спецификой банковского товара (продукта и услуги) и их отличиями от других товаров и видов экономической деятельности. Вначале четко определим понятия «банковская операция», «банковская услуга» и «банковский продукт».
Банковский документ – это конкретный банковский документ или свидетельство, который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный), пластиковая карточка и т.д.
Банковская услуга представляет собой разнообразные банковские операции по обслуживанию клиентов, совокупность этих операций и есть банковская услуга. Любая услуга, в отличие от овеществленного товара, является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие ее производителя и потребителя.
Предоставление банковской услуги предполагает выполнение определенной последовательности банковских операций. Эту последовательность, порядок совершения операций называютбанковской технологией
Банковский продукт и услугу в реальной действительности сложно вычленить, поскольку многие банковские операции (услуги) заканчиваются определенным документом. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, а банковский продукт вторичный.
Можно рассматривать банковскую продукцию как совокупный продуктовый ряд банка.
В теории маркетинга, услуге присущи следующие специфические свойства, которые позволяют выделить услугу как особый класс товаров:
Представляют собой процесс или действие
- Нематериальны
- Невозможно хранить
- Качество «подвижно»
- Производство и потребление услуги одновременны
- Неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих услугу
Специфические характеристики, присущие банковскому продукту (услуге):
• неосязаемость услуг, их абстрактный характер;
• непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, их представляющих;
• несохраняемость услуг.
Неосязаемость услуг означает невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления. Отличие услуги от материальных товаров в том, что ее нельзя производить впрок и хранить, она может производиться только в момент ее востребования, эти два процесса неотделимы друг от друга. Главной характеристикой банковской услуги является ее эффективность, т.е., конкретная выгода и польза, получаемые потребителем от банковской услуги.
Непостоянство качества (индивидуализация)и неотделимость услуг от квалификации людейтребует постоянного обучения персонала. Изменчивость исполнения услуги, зависимость от того, где, когда и кем она предоставлялась является неизбежным следствием совпадения во времени производства и востребования услуги.
Несохраняемость (сиюминутность)услуг предполагает наличие действующего механизма выравнивания спроса и предложения. Услуги, как правило не могут быть отложены до дальнейшей продажи и представления на длительный срок.
Банковский продукт имеет ряд отличительных особенностей:
Во-первых, оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
Во-вторых, нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений.
В-третьих, большинство банковских услуг имеет протяженность во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком. Отмеченные особенности банковского продукта оказывают влияние на маркетинг в банке.
B банковском продукте выделяют 3 уровня (по аналогии с товарами):
- основной продукт (услуга)
- реальный продукт
- расширенный продукт
Первый уровень - основной продукт, или базовая номенклатура услуг: кредитование, расчетные (услуги по вложению капитала и расчетам), инвестиционные, операции с валютой и т. п
Второй уровень - реальный продукт или текущая номенклатура услуг. Она постоянно меняется и развивается, не затрагивая основных направлений деятельности банка. Например, консалтинг, бизнес-планирование, трастовые услуги и т. д. Целью реального продукта является побуждение клиента к приобретению наибольшего количества услуг, перевод случайного клиента в статус постоянного
Третий уровень - расширенный банковский продукт. Услуги этого уровня формируют доверительные и дружеские отношения с клиентом, оказание всесторонней помощи: обслуживание зарубежных связей, помощь в творческой идее в области финансов, менеджмента, использование связей и контактов, финансовых выгод, дружеские связи, наконец, личные советы банкира, неформальное общение. Банк может содействовать росту капитала предприятия-клиента, слиянию, участвовать в капитале.
Услуги второго и третьего уровня относительно условны, поэтому чаще встречается двухуровневая трактовка банковского продукта – ядро и периферии услуг.
Договор о материальной ответственности контролера
Утверждаю
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
организационно- правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное
утверждать должностную инструкцию)
00.00.201_г.
м.п.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
КОНТРОЛЕРА – КАССИРА БАНКА
-------------------------------------------------------------------
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
- Основные услуги Сбербанка России, предоставляемые физическим и юридическим лицам
- I. Общие положения
- II. Функции
- III. Должностные обязанности
- IV. Права
- V. Ответственность
- Организационно-правовые основы кассовых операций банков в Российской Федерации
- Контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины на предприятиях и в организациях
- Депозитный договор сбербанка
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности Банка
- 3. Обязанности Вкладчика
- 4. Сроки и условия действия договора
- X. Распоряжения вкладчиков вкладами на случай смерти
- Договор банковского счета
- Правила аренды сейфов
- Правила предоставления в аренду индивидуальных сейфов клиентам – физическим лицам в оао «Сбербанк России»
- Порядок предоставления кредита
- 13. Кредитоспособность клиента банка
- 1.1 Понятие кредитоспособности
- 1.2 Критерии и способы оценки кредитоспособности клиента
- 2. Анализ кредитоспособности клиента банка
- 2.1 Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности
- 2.2 Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности
- 2.3 Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса
- 2.4 Оценка кредитоспособности физического лица
- 14. Принципы банковского кредитования
- 15. Организация работы в банке по привлечению средств клиентов
- 16. Налично-денежный оборот
- 17. Организация налично-денежного оборота
- 18. Сбережения как главный ………………..
- 1.2 Сбережения как источник инвестиций
- 19. Основные особенности образовательного кредита
- 20. Кредитная политика «Сбербанка России»
- 21. Платежная система России