logo
31-59

3. Теория шума

По этой теории также существуют две группы инвесторов: арбитражеры и «торговцы шумом».

Шумом первоначально был назван феномен искаженной, а также базирующейся на нечеткой и несовершенной информации рыночной цены. Впоследствии это понятие было дополнено как осознанное или неосознанное отклонение инвесторов от рационального поведения. Если у арбитражеров формируются ожидания о будущих доходностях на рынке ценных бумаг, то «торговцы шумом» имеют искаженные рациональные ожидания и торгуют так называемым «шумом».

Существует несколько причин возникновения «шума». Некоторые участники не могут принимать рациональных решений, так как они находятся слишком далеко от рынка и получают либо запоздалую, либо искаженную информацию. Второй причиной является не информация, а слухи, предположения, домыслы, которые всегда присутствуют на рынке и используются для попыток получить «сверхдоходность» (то есть доходность выше среднерыночной). Те операции, которые совершаются не на основе новой информации, называются иррациональным шумом. И, наконец, третья причина - это социальная имитация, то есть ориентация в своем поведении на других.

Для арбитражеров все это является шумом, который изменяет цены, но не несет информационной нагрузки. По словам Кейнса «...рыночное поведение превращается в попытку отгадать среднее мнение других участников рынка». У рационально действующих инвесторов появляется риск того, что изменения пойдут не по рациональному пути. Возникает потребность оценивать не только поступающую информацию, но и реакцию других участников на эту информацию. То есть оценка перестает быть оценкой только фундаментальных факторов.