26 Развитие страхового рынка в рф
Страхование в России распространялось медленнее, чем в других европейских странах. Начало проведения страховых операций относится к середине XVIII века, когда в Петербурге и Москве появились филиалы английских страховых обществ. В 1776 г. при Заемном банке была создана государственная страховая экспедиция - первое российское страховое учреждение. Страхованию подлежали строения, являвшиеся объектом залога под обеспечение выдаваемой ссуды, на случай их уничтожения от огня.
В 1786 г. манифестом Екатерины II в стране была законодательно закреплена государственная монополия на проведение страхования от огня и созданы правовые рамки, ограждавшие этот вид деятельности от конкуренции иностранных страховщиков. В 1827 г. было учреждено первое страховое общество, которое именовалось «Первое российское от огня страховое общество» - акционерное страховое общество, получившее от государства монопольное право проводить страховые операции в ряде губерний в течение 20 лет. В 1835 г. возникло «Второе российское страховое от огня общество», которое получило монополию на страхование на 12 лет в остальных губерниях России. В этом году была создана страховая компания «Жизнь», впервые в стране начавшая проводить операции по страхованию жизни. В 1847 г. учреждается страховая компания «Надежда», занявшаяся транспортным страхованием.
В 1847 г. были отменены все особые привилегии, которые государство предоставляло страховым обществам. На смену государственному протекционизму приходит свободная конкуренция страховых компаний. В результате с середины XIX века намечается подъем акционерного страхования в стране. Если в 1850-х годах действовало 5 страховых акционерных обществ, то к началу 1890-х годов их число достигло 15, а к 1914 г. функционировало 19 российских и 3 иностранных.
Второе место после акционерных обществ занимали земства (органы местного самоуправления в ряде центральных губерний дореволюционной России). В 1864 г. было утверждено «Положение о земском страховании». Земства проводили в основном страхование от огня, как обязательное, так и добровольное. Каждое земство могло проводить страховые операции только в пределах своей территории.
Во второй половине XIX века в России появились общества взаимного страхования. Число обществ взаимного страхования быстро увеличилось: в 1875 г.-16, в 1894 г. - 78, в 1913 г. - 171. достаточно широко было распространено взаимное страхование в промышленности, сельском хозяйстве, взаимное морское и речное страхование.
Установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить в жизнь идей национализации страхового дела.
Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:
1. установление государственного контроля над всеми видами страхования;
2. объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.
В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции, но внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию -- сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены. С 1934 г. постепенно восстановилось добровольное страхование, которое временно было отменено в 1931 г.
В 1960-80-е годы идет активный процесс популяризации страхования среди населения, разрабатываются и внедряются новые виды личного и имущественного страхования граждан (страхование детей, домашнего имущества, средств транспорта и др.). В результате за период с 1970 г. по 1980 г. число договоров страхования населения увеличилось более чем в 2 раза, к концу 1990 г. с гражданами было заключено около 85 млн. договоров страхования жизни. Одновременно совершенствуется порядок проведения страховых операций в сельском хозяйстве, где страхованию от большинства возможных рисков в обязательном порядке подлежало практически все имущество колхозов, а начиная с 1979 г. - совхозов.
В начале 90-х годов в РФ началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г.
Страхование в советский период характеризовалось монополией государства на проведение страховых операций, пресечением конкуренции, ограниченным перечнем объектов страхования и событий, от которых оно проводилось. Страхование, как правило, распространялось только на имущественные интересы граждан и кооперативов, государственное же имущество страхованием не охватывалось. Страховыми случаями являлись только события природного и техногенного характера. На коммерческие и политические риски страхование не распространялось. Развитие страхования шло по принципу «от предложения к спросу»: Госстрах разрабатывал по-своему усмотрению правила страхования, а страхователи принимали их или не принимали.
Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации отечественного страхования. Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным взаимным и кооперативным обществах. В 1992 г. в Министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций.
В России до 1992 года действовала система только государственного страхования. Ее возглавлял Госстрах, который подчинялся Союзным законам, а правила и инструкции для него составляло Министерство финансов.
После распада СССР возник Росгосстрах. В его функции входит руководство страховыми инспекциями, внедрение новых видов страхования, расчет и утверждение крупных сумм страхования, контроль за использованием средств страховых фондов.
Нынешние тенденции развития страхового рынка связаны с укрупнением страхового бизнеса, с объединением страховщиков, перестраховщиков, страховых брокеров.
Рассматривая перспективы процесса объединения на рынке страховых услуг РФ, можно представить его развитие в трех направлениях.
Во-первых, объединения, сопряженные с изменением юридического статуса. Такого типа объединения имеют целью увеличение уставного капитала посредством слияния, присоединения. Процесс объединения в такой форме уже происходит на российском рынке в связи с законодательно установленным с 01.01.1999 года минимальным размером уставного капитала, являющимся недостижимым для огромного числа страховых компаний.
Во-вторых, создание различных холдингов– групп компаний, остающихся юридически свободными и связанными между собой участием в уставных капиталах, следовательно, и управлением компаниями. Формы холдингов могут быть различными - от блокирующего до управляющего. Одним из наиболее известных примеров холдинга, сложившегося, правда, исторически, является ОАО “Росгосстрах” с его более 80 региональными страховыми компаниями. Центральное Правление же осуществляет стратегическое руководство подконтрольными ему участниками холдинга.
Сейчас у российских страховщиков на повестке дня стоит вопрос о финансовой устойчивости в условиях экономического кризиса. В связи с этим имеет смысл рассматривать это направление – консолидацию баз изменения юридического статуса, например, путем объединения в страховые пулы по соответствующим направлениям деятельности.
- Виды денег
- Функции денег
- Закон денежного обращения
- Денежная система и ее элементы
- Социально-экономическая сущность и функции финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.
- Финансовые ресурсы и источники их формирования
- Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
- Финансовая система, ее функции и звенья.
- Основные направления финансовой политики государства.
- 15. Бюджет субъектов рф
- 16. Внебюджетные фонды, и их социально-экономическая сущность
- 17. Государственный кредит
- 18. Финансы предприятий как звено финансовой системы рф
- 19 Формы коммерческих организаций и принципы их финансовой деятельности
- 25 Участники организации отношений и страхового рынка
- Участники страховых отношений
- 26 Развитие страхового рынка в рф
- 27 Социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности
- 1. Социальное страхование (уровень доходов граждан)
- 28 Понятие и виды рисков. Методы решения и снижения финансовых рисков
- 29. Инвестиционный риск и его определение.
- 30. Безрисковые и рисковые активы
- 31. Предпринимательские риски и влияющие на них факторы
- 32. Определение финансового контроля
- 41. Рынок ценных бумаг: структура, функции, участники.
- 42. Деятельность предприятия на рынке ценных бумаг.
- 43. Валютная система
- 44 Конвертируемость валюты и Валютный курс
- Московская межбанковская валютная биржа
- Основные направления деятельности ммвб. Валюта
- Государственные ценные бумаги
- Корпоративные облигации
- Субфедеральные облигации
- Стандартные контракты
- Гарантии
- Технологии
- Информация
- 48. Сущность и классификация международного кредита