logo
СтрахованиеУчПос2012

3.6. Подразделение по управлению рисками предприятия

В идеале для управления риском в организации должно быть создано специальное подразделение - отдел управления риском, возглавляемое так называемым риск-менеджером, т.е. руководителем, который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков.

Существуют три основных организационных аспекта создания структуры управления риском:

- деятельность ведущего риск-менеджера;

- деятельность подразделения (отдела) по управлению рисками;

- взаимосвязь отдела по управлению риском с другими структурами организации.

Функции риск-менеджера на предприятии:

- разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии;

- обеспечение безопасности;

- контроль над риском;

- контроль качества выпускаемой продукции;

- формирование организационной структуры управления риском;

- разработка положений и инструкций, связанных с управлением риском.

Стратегия и принципы управления риском должны быть изложены во внутренних нормативных документах - Положении по управлению риском и Руководстве по управлению рисками.

Положение по управлению риском выражает философию предприятия по отношению к управлению рисками. Оно содержит результаты анализа риска на предприятии и изложение ключевых моментов управленческой стратегии предприятия в данной области. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий, создание специальных резервных фондов для компенсации возможных убытков или создание системы страхования. В Положении должно быть очерчено разграничение полномочий между структурными единицами в части, касающейся различных аспектов управления риском.

Руководство по управлению риском - документ, определяющий конкретные действия. В нем содержатся указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления риском, а также даны ответы на следующие вопросы: кто оценивает возможные потери, кто и как определяет условия страхования, что делать, если произошло событие, приведшее к потерям, как ограничить убытки. В Руководстве устанавливается ответственность всех подразделений организации, определяется их взаимодействие. Отдельные разделы Руководства содержать изложение основных подходов к страхованию, описание действий при пожарах, взрывах, производственных травмах и т.д.

Как правило, подразделения по управлению риском не слишком велики, поэтому риск-менеджер сосредоточивает внимание на решении приоритетных и жизненно важных задач.

Функции отдела по управления риском заключаются в практической реализации избранной стратегии предприятия в области рисков:

- разработка и использование методологии выявления и оценки уровня риска, приспособленной к условиям предприятия;

- собственно выявление и анализ риска;

- ведение регистрации происшедших инцидентов;

- их статистическая обработка;

- управление страховыми программами;

- реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия;

- реализация программ по повышения квалификации персонала.

Важнейшими функциями являются разработка и использование методологии выявления и оценки уровня риска, приспособленной к условиями предприятия, а также планирование и осуществления страхования. Управление портфелем страховых договоров для большой организации - весьма трудоемкая работа, включающая в себя:

- оценку необходимости страховых покрытия различных типов;

- выбор страховщиков и страховых брокеров;

- переговоры о размере страховых премий и страховых покрытий;

- выработку формулировок договоров о страховании;

- ведение дел, связанных с предъявлением исков;

- ведение всех регистрационных записей по страхованию.

Примером организации административной структуры по управлению риском на предприятии может служить отдел, состоящий из риск-менеджера. Его помощника и небольшой группы из двух-трех человек. Отдел имеет контракты на выполнение различного рода специализированных работ с независимыми исполнителями и координирует их деятельность. Это может происходить следующим образом: поиск подходящей страховой компании и разработка договоров поручается страховой брокерской фирме, сопровождение проекта по повышению безопасности производства - консультационной фирме в области технологии, работе по оценке размеров ущерба - профессиональному оценщику и т.д.