logo
Конспект ОДКБ 1сем без тестов

Лекция 8 экономическое содержание активных операций кредитной организации План

  1. Понятия активов и активных операций коммерческого банка.

  2. Экономическое содержание активных операций.

1. Чаще всего под активами понимается совокупность имущественных прав хозяйствующего субъекта, а под активами банков — собственные и привлеченные средства, размещенные в ссудные и другие активные операции кредитной организации.

К активам относятся:

  1. Кассовая наличность и средства на корсчетах в других КБ.

  2. Кредиты представленные

  3. Вложения в ЦБ

  4. Имущество банка

  5. Средства в расчетах

Активные операции представляют второе из двух основных направлений деятельности коммерческого банка. Если задачей первого направления (пассивные операции) является привлечение в банк денежных средств извне путем их «дешевой покупки» с использованием различных финансовых инструментов, то задачей активных операций является передача вовне аккумулированных денежных средств с целью получения прибыли, т.е. «дорогая продажа».

Таким образом, активные операции кредитных организаций — это размещение собственных и привлеченных средств банка с целью получения дохода. Такие операции учитываются на активных балансовых счетах. Они составляют существенную и определяющую часть операций кредитного учреждения. По российскому законодательству к активным банковским операциям относятся:

1) кредитные, кассовые, валютные, операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

2) выдача банковских гарантий и поручительств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

3) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

4) доверительное управление денежными средствами и другим имуществом, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции, вложения банка в ценные бумаги;

5) другие операции.это операции коммерческого банка по размещению ранее привлеченных средств с целью получения прибыли.

2. Активные операции являются вторичными по отношению к пассивным. Их размеры и сроки непосредственно зависят от тех же параметров, что и пассивные операции. Коммерческий банк может размещать только те ресурсы, которые привлек в результате пассивных операций, а так как основная масса пассивных операций – это не собственные, а земные средства, то банк должен так сформировать свои активные операции, чтобы сроки возврата денег в банк соответствовали срокам их возвращения клиентам. В этом случае банк будет платежеспособным, финансово устойчивым, что, несомненно, дополнительно привлечет к нему клиентов.