logo
Иванова Л

3.3 Реформа системы бюджетной росписи

Итак, с 1802 года формирование бюджета – это основная функция Министерства финансов. Обратите внимание на слайды, на которых представлена структура доходов и расходов бюджета 1810,1830 и 1850 годов. Обратите внимание на долю чрезвычайных расходов в общих расходах.

В России в середине 19 века существовал следующий порядок формирования бюджета: к 1 октября все министры должны были представить отчет о выполнении бюджета, а к 15 ноября – сметы на будущий год. Данные бюджета были секретными. Сметы представлялись укрупнено, без разбивки по статьям. Таким образом и отчитывались за расходование государственных денег. В связи с этим проконтролировать конкретные направления расходования государственных средств было практически невозможно. Кроме того, деньги хранились в ведомственных кассах и могли быть использованы не по назначению. Все это требовало проведение реформы бюджетной росписи.

Для этого ряд чиновников был отправлен за границу для изучения опыта формирования бюджета. Одним из них был Валериан Андреевич Татаринов, работавший в системе государственного контроля. Именно его предложения и были положены в основу реформы.

22 мая 1862г. были утверждены новые правила по составлению и утверждению бюджетной росписи, в основу которой легли следующие принципы:

Принцип единства бюджета – составление бюджета постатейно, строгая отчетность по статьям.

Принцип единства кассы – создание единой системы казначейства, ликвидация ведомственных касс, выдача средств строго по назначению в пределах запланированных сумм.

Принцип гласности бюджета – возможность ознакомиться с бюджетом появилась у всех, а не только у министра финансов.