logo
Европейский центральный банк и Счетная палата

2.3 Полномочия Счетной палаты

Главная функция Счетной палаты состоит в проверке счетов Европейского Союза. Проверяются счета в отношении всей совокупности доходов и расходов ЕС. Счетная палата также проверяет счета в отношении всей совокупности доходов и расходов любого органа или организации, учрежденной Союзом и использующей средства, предусмотренные бюджетом ЕС. На основе проводимых проверок Счетная палата представляет Европарламенту и Совету ЕС заверительную декларацию. Этим документом определяется и подтверждается (или не подтверждается) надежность счетов, а также законность и правильность лежащих в их основе операций. Соответствующие заверительные декларации публикуются в Официальном вестнике Европейского Союза. Счетная палата проверяет также законность всех расходов с точки зрения надлежащего финансового управления. Все выявленные Счетной палатой ошибки отмечаются и доводятся до сведения других институтов и иных заинтересованных органов и организаций.

Счетная палата контролирует доходы Союза, проверяет счета и фактическое поступление средств в Казначейство. Контроль расходов производится, исходя из существующих обязательств и осуществленных ЕС платежей.

Специальные постановления касаются порядка организации ревизионных, контрольных и проверочных действий со стороны Счетной палаты. Соответственно, в ст. 287 ДФЕС предусматривается проведение контроля как на основе документов, так и при необходимости по месту расположения других институтов ЕС или любого органа или организации, управляющих доходами или расходами от имени Европейского Союза. Такого рода действия, проводимые на территории государств-членов, могут иметь место в отношении любых физических или юридических лиц, в пользу которых перечисляются средства из бюджета ЕС. В этом случае контрольные операции, проводимые Счетной палатой, согласуются и проводятся совместно или на основе сотрудничества с соответствующими национальными контрольными и финансовыми органами. В этих целях могут заключаться специальные соглашения, определяющие условия и порядок такого взаимодействия. Учреждения, органы, организации, а также частные лица, подпадающие под проверку Счетной палаты, обязаны предоставлять ей все необходимые истребуемые документы. Доступ к закрытым документам, в частности Европейского инвестиционного банка, осуществляется на основе специального соглашения между Счетной палатой, Банком и Комиссией.

Главным документом, в котором находит отражение вся деятельность Счетной палаты, является ее ежегодный доклад, подводящий итоги каждого финансового года. Этот важнейший документ направляется всем институтам ЕС, которые должны высказать, если у них имеются, соответствующие замечания, пожелания и, в случае если в их адрес сделаны определенные замечания, дать необходимые пояснения. Итоговый доклад Счетной палаты вместе с документами, представленными институтами, публикуется в Официальном вестнике ЕС. Счетная палата утверждает как свой ежегодный доклад, так и различные специальные доклады, относящиеся к конкретным областям деятельности, а равно принимает заключения, как по своей инициативе, так и по просьбе заинтересованных институтов и ведомств. Такого рода решения Счетной палаты принимаются большинством голосов всех членов, входящих в ее состав. По общему правилу именно на основе документов, представленных Счетной палатой, Европарламент и Совет осуществляют контроль за исполнением бюджета. Подтверждение должного исполнения бюджета за определенный год производится Парламентом и Комиссией только на основе предложений и рекомендаций Счетной палаты.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что Счетная палата -- это максимально деполитизированный орган Европейского Союза. Это наднациональный институт специализированного характера, который осуществляет функции контроля за исполнением бюджета и ревизию счетов в соответствии с программами и планами финансового развития ЕС. Он не дает каких-либо иных рекомендаций, нежели те, которые непосредственно связаны с его полномочиями и сферой деятельности.

европейский банк счетный бюджет