Европейский центральный банк и Счетная палата

контрольная работа

1.2 Организационные структуры и полномочия

Учредительные акты ЕС предусмотрели довольно сложную структуру руководства и управления финансовой политикой и финансами ЕС. Наряду с ЕЦБ, который является формально, прежде всего, руководящим финансовым органом для государств, чьей национальной валютой стало евро, создан и ряд других формализованных структур. Это, прежде всего, Европейская система центральных банков. Ее образуют: Европейский центральный банк и национальные центральные банки государств -- членов ЕС. Главное назначение ЕСЦБ -- обеспечить координацию деятельности и согласование мер, принимаемых финансовыми органами ЕС, исходя из общих целей и задач ЕС.

Иную по характеру и параметрам структуру образует Евросистема, объединяющая под руководством ЕЦБ центральные банки государств -- членов ЕС, денежной единицей которых является евро. Особую формализованную структуру образует Еврогруппа. Если Евросистема -- это объединение под руководством ЕЦБ национальных банков Евросистемы, то Еврогруппа выступает по отношению к ним своеобразной управленческой структурой. В состав Еврогруппы входят министры финансов государств -- членов ЕС, денежной единицей которых является евро. В заседаниях Еврогруппы участвуют также представители Комиссии и ЕЦБ.

Цели и задачи, структура и порядок деятельности каждой из формализованных структур определяются протоколами, приложенными к учредительным актам. Это, прежде всего Протокол об уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, а равно Протокол о Еврогруппе. Что касается первого Протокола, он был принят еще в 1992 году одновременно с подписанием Договора о Европейском Союзе. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Ныне предлагаемый к утверждению Протокол пересмотрен в соответствии с Лиссабонским договором и Протоколом №1, предусматривающим внесение изменений в иные протоколы, прилагаемые к ДР. Эти изменения носят преимущественно редакционный характер, но вместе с тем они уточняют или подтверждают решение весьма важных проблем. Соответственно, вносятся некоторые изменения и в структуру Протокола и отчасти в нумерацию статей.

Протокол о Еврогруппе принят в 2007 году. Это новый правовой акт, который напрямую увязан с положениями Лиссабонского договора. Несмотря на то, что Протокол о ЕСЦБ и ЕЦБ не претерпел существенных изменений, именно это и представляется особенно важным. Дело в том, что в ходе подготовки Межправительственной конференцией текста Лиссабонского договора вносилось немало предложений об изменении не только структуры управления финансами, но и целей и задач ЕСЦБ и ЕЦБ. В конечном итоге все они были отклонены, и формулировка главной цели ЕСЦБ и ЕЦБ была вновь подтверждена в пункте ст. 127 и пункте 2 ст. 282 ДФЕС, а равно в ст. 2 Протокола об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ.

Важнейшим организационным принципом построения и функционирования ЕСЦБ и ЕЦБ является закрепленный в ст. 130 ДФЕС принцип, согласно которому при осуществлении своих полномочий и выполнении своих задач и обязанностей ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки, а равно никто из членов их руководства не могут запрашивать или принимать инструкции от институтов, органов или организаций ЕС, а равно от правительств государств -- членов ЕС или любого иного учреждения. В свою очередь институты, органы, организации ЕС, а равно правительства государств-членов и их представители обязуются соблюдать этот принцип и не вмешиваться, а равно не оказывать давление и влияние на членов руководящих органов ЕЦБ или национальных центральных банков.

Высшим руководящим органом ЕСЦБ является Совет управляющих. В его состав входят члены правления ЕЦБ и управляющие национальных центральных банков. Заседания Совета проводятся не реже 10 раз в год. Решения принимаются простым большинством голосов. В случае отсутствия кворума Председатель может собрать повторное заседание, которое принимает решение без учета кворума. В тех случаях, когда для решения особо важных вопросов требуется квалифицированное большинство, используется система взвешенных голосов. Число взвешенных голосов каждого из членов Совета управляющих устанавливается в соответствии с долями национальных центральных банков в подписном капитале ЕЦБ. Решение считается принятым, если число голосов, поданных «за», составляет не менее % подписного капитала ЕЦБ и не менее половины держателей долей.

Управление ЕСЦБ возложено на Европейский центральный банк. Его руководящими органами являются Совет управляющих и Правление ЕЦБ. В Совет управляющих входят руководители национальных центральных банков всех стран Евросистемы. Постоянно действующим и оперативным органом управления выступает Правление ЕЦБ. Оно состоит из Председателя, Вице председателя и четырех членов. В соответствии с Лиссабонским договором все они назначаются Европейским советом, принимающим решение квалифицированным большинством голосов по рекомендации Совета ЕС и после проведения консультаций с Европарламентом и Советом управляющих. Основные квалификационные требования к кандидатам -- наличие признанного авторитета и профессионального опыта в денежной или банковской сферах. Срок полномочий всех членов Правления -- восемь лет. По истечении срока полномочий они переизбранию не подлежат. Досрочное освобождение членов Правления от должности возможно в случае совершения тяжкого проступка по решению Суда, выносимого на основе ходатайства Совета управляющих или Правления банка. Председатель осуществляет руководство работой Правления и председательствует на заседаниях Совета управляющих. Он представляет ЕЦБ при осуществлении внешних связей.

Временными и переходными постановлениями, детализированными в протоколе о ЕСЦБ и ЕЦБ, предусмотрено создание третьего руководящего органа в системе ЕЦБ. Им выступает Генеральный совет (его иначе именуют Общий совет), включающий Председателя и Вице-председателя ЕЦБ, а также руководителей национальных банков всех государств -- членов ЕС независимо от их вхождения в Евросистему. Учреждение преимущественно консультативного органа -- прямое указание на то, что постановления, относящиеся к формированию Совета управляющих и Правления ЕЦБ, их задачам и функциям, составу и порядку деятельности, затрагивают практически не только государства, входящие в Евросистему. Учредительные акты как бы исходят из презумпции, что само по себе положение, когда значительная часть государств -- членов ЕС не входит в состав Евросистемы, является временным и переходным. Текст ДЕС и ДФЕС достаточно четких указаний на этот счет не содержит. В косвенном виде они приводятся в Протоколе о ЕСЦБ и ЕЦБ, в частности, в тех положениях, которые относятся к формированию, структуре и задачам Генерального (Общего) совета. Хотя этот совет и назван в качестве одного из руководящих органов Европейского центрального банка, в действительности он, судя по его компетенции, играет роль консультативного и даже, в некоторых случаях, вспомогательного органа.

Таким образом, в идеале ЕСЦБ и ЕЦБ должны представлять финансовые системы и финансовую политику Европейского Союза в целом. Пока они предстают, главным образом, как органы Евросистемы. Трансформация ЕЦБ в институт ЕС должна, очевидно, способствовать достижению более высокой степени интегрированности валютного союза ЕС. Международный финансовый кризис может, конечно, оказать определенное влияние на решение этой задачи. Насколько удастся ее решить, может показать лишь практика.

Делись добром ;)