logo
Европейский центральный банк и Счетная палата

2.1 Общие положения

Счетная палата наделена статусом института в 1992 году с подписанием Маастрихтского договора о Европейском Союзе. Решение вызвало довольно острую полемику в научных и экспертных кругах. Дело заключается в том, что Счетная палата не отвечает всем квалификационным характеристикам, присущим институтам Сообщества и Союза. К числу таковых всегда относили особую природу принимаемых правовых актов, создающих обязательства, как для юридических, так и для частных лиц, являющихся субъектами права ЕС. Счетная палата непосредственно нормативных правовых актов общего характера не принимает. Решения и заключения Счетной палаты имеют весьма своеобразную юридическую природу и распространяются на весьма узкий и специализированный круг отношений. Это связано со спецификой полномочий самой Счетной палаты и вытекает из ее назначения как высшего контрольно-ревизионного органа, оказывающего содействие Парламенту и Совету в принятии и контроле за исполнением бюджета ЕС.

В какой-то мере разногласия по вопросу о специфике Счетной палаты дали себя знать при подготовке Конституционного договора и Договора о реформе.

В результате было предложено своего рода компромиссное решение. Счетная палата не была включена проектом Конституции в перечень институтов при определении институциональной структуры ЕС, однако в разделе, посвященном характеристике органов ЕС, Счетная палата обозначена в качестве института Европейского Союза. Конституционный договор в силу не вступил. Пришедший ему на смену Лиссабонский договор вновь вернул все на круги своя. Счетная палата включена в перечень институтов ЕС и является, таким образом, структурным элементом этой системы.

Статья полностью, а равно Договор о функционировании Европейского Союза содержат целую группу постановлений, относящихся к характеристике, определению целей, структуре и порядку деятельности Счетной палаты. В постановлениях ДЕС содержится лишь констатация самого факта существования Счетной палаты и отсылка к положениям ДФЕС. К числу последних относятся, в частности, ст. 285-287 данного Договора. Детальные постановления, относящееся к внутренней структуре СП и порядку ее функционирования, содержатся, однако, не в учредительном акте, а во внутреннем регламенте Палаты. На основе Лиссабонского договора во внутренний регламент были внесены изменения, связанные с особенностями новых учредительных договоров и реформой права Европейского Союза.