logo
Европейский центральный банк и Счетная палата

1.3 Цели и задачи ЕСЦБ

Европейская система центральных банков призвана не только, а порой не столько решать чисто финансовые проблемы, сколько содействовать достижению общих целей и задач, стоящих перед Экономическим и валютным союзом ЕС. Соответственно, согласно ст. 127 ДФЕС и главе 2 Устава ЕЦБ и ЕСЦБ главной целью Европейской системы центральных банков является поддержание стабильности цен.

Именно решению этой задачи, осуществление которой способствует обеспечению должного уровня жизни и достойного существования всем лицам, находящимся под юрисдикцией ЕС, должна отвечать вся деятельность Европейского центрального банка. Соответственно, большинство принципиально важных в этой области решений, выносимых ЕЦБ, в частности, в связи с решением вопросов ставки рефинансирования кредитов, мотивировалось, прежде всего, стремлением не допустить роста инфляции и обеспечить стабильность цен. Именно достижению этой цели должно быть подчинено также решение проблем обеспечения поддержки общей экономической политики Союза.

К числу основных задач ЕСЦБ (имея в виду, что задачи ЕСЦБ и ЕЦБ практически идентичны) пункт 2 ст. 127 ДФЕС относит достижение целей, связанных с реализацией политики валютной интеграции. Они включают: определение и осуществление деятельности по реализации денежной политики Союза, проведение валютных операций, хранение официальных валютных резервов государств-членов и управление ими, содействие нормальному функционированию платежных систем стран ЕС. ЕСЦБ осуществляет также консультативные функции, дает заключения и рекомендации по вопросам, относящимся к его ведению и рассматриваемым иными институтами или органами ЕС. ЕСЦБ осуществляет поддержку и содействие другим компетентным органам, в частности, в области надлежащего надзора за кредитными организациями и стабильностью финансовой системы. ЕЦБ полномочен в рамках Союза санкционировать эмиссию банковских билетов и иных денежных знаков. При выполнении своих задач ЕСЦБ наделяется правом издания нормативных правовых актов, предусмотренных Уставом ЕСЦБ и ЕЦБ. С учетом изменений и поправок, которые вносит Лиссабонский договор, это должны быть либо регламенты, либо решения. ЕЦБ и ЕСЦБ дают также заключения и рекомендации по вопросам, которые отнесены Договорами и Протоколом о ЕЦБ и ЕСЦБ к их ведению. Особую категорию актов ЕЦБ составляют издаваемые им служебные ориентиры, которые практически имеют значение директив, направляемых национальным центральным банком. Очевидно, классификацию директив они должны получить в соответствии с ДР.

Характеризуя полномочия ЕЦБ, следует также обратить особое внимание на пункт 3 ст. 132 ДФЕС. Он предусматривает, что в пределах и согласно условиям, которые устанавливает Совет, и в соответствии с процедурой, предусмотренной в этом же учредительном акте, Европейский центральный банк обладает полномочиями по наложению штрафов и определению неустойки на предприятия, не соблюдающие правовые предписания ЕЦБ.

Ряд особых положений относится исключительно к функционированию Евросистемы. В частности, ст. 136 ДФЕС предусматривает возможность принятия Советом мер на основе общей и специальной законодательной процедуры, которые должны быть направлены на усиление координации и надзора за соблюдением бюджетной дисциплины, разработку соответствующих ориентиров экономической политики и обеспечение надзора за соблюдением этих ориентиров. Это могут быть специальные ориентиры, а практически директивы, применимые только к странам, входящим в Евросистему.

Особая процедура принятия актов, распространяющихся исключительно на страны, чьей денежной единицей является евро, предусмотрена Протоколом о Еврогруппе. Эта группа, состоящая из министров финансов государств -- членов Евросистемы, обладает правом проведения самостоятельных заседаний под руководством избранного ими Председателя. На этих заседаниях могут рассматриваться и одобряться проекты решений, принимаемых в отношении стран Еврогруппы. Однако, поскольку сама Еврогруппа не институциализирована, предусмотрена особая процедура одобрения намечаемых решений. В этом случае проект, подготовленный и обсужденный в рамках Еврогруппы, передается затем на рассмотрение Совета, заседающего в составе министров экономики и финансов. Именно в рамках этого Совета выносится окончательное решение и принимаются соответствующие нормативные правовые акты. Специфика состоит в данном случае в том, что принимают такого рода решения не все члены Совета, а только те, которые состоят в Еврогруппе.

Разразившийся мировой финансовый кризис потребовал изменения подхода ЕЦБ к некоторым принципиально важным для функционирования валютной системы ЕС принципам. Прежде всего это касается возможного смягчения требований к членам Евросистемы, затрагивающих такие вопросы, как размеры бюджетного дефицита или процент инфляции. Тем не менее основные положения Договора о реформе, касающиеся ЕСЦБ и ЕЦБ, изменений не претерпевают. Полностью сохраняет ЕЦБ статус независимого органа, полномочия, права и обязанности самостоятельного юридического лица.

2. Счетная палата