logo
Депозитная политика коммерческих банков

2.2 Страхование депозитов как один из путей совершенствования депозитной политики

Для эффективной работы банка необходимы, во-первых, постоянное изучение и прогнозирование состояния рынка банковских услуг и, во-вторых, всестороннее планирование банковской деятельности и оперативное управление финансовыми ресурсами банка.

В докризисный период население предпочитало тратить, в том числе и в кредит, то в период кризиса население стало больше накапливать и сберегать, что и привело к приросту сбережений. По данным Национального агентства финансовых исследований (далее - НАФИ), прирост сбережений в 2009 г. составил 16,8% против 2,2% в 2008 г.

Однако рост процентных ставок по банковским вкладам не может быть вечным, и в период стабилизации банковской системы, уже с конца 2009 г., наряду со снижением ЦБ РФ ставки рефинансирования наблюдается плановое снижение процентных ставок и в коммерческих банках. В 2010 г. тенденция снижения ставок продолжилась, несмотря на отдельные случаи повышения основными игроками рынка ставок по вкладам. Банки снова начинают кредитовать, а значит, актуальным становится вопрос удешевления привлекаемых ресурсов и удлинения их срочности. Это необходимо банкам для обеспечения возможности разработки и реализации конкурентных кредитных продуктов. И потому вполне логично, что банки начали снижать ставки по депозитам. Для многих банков привлеченные во время кризиса под завышенные процентные ставки депозиты уже становятся непосильным бременем [6].

Кризис не прошел бесследно и для банков, и для вкладчиков. Последние стали более избирательными при выборе банков. В первую очередь существенную роль при выборе банка в настоящее время, играют следующие факторы: процентная ставка, возможность пополнения вклада и частичного снятия денежных средств, возможность досрочного расторжения без потери процентов, капитализация процентов, различные программы лояльности. При этом, как показывает практика, клиенты интересуются надежностью банка, но решающим фактором это не является, поскольку среднестатистические вкладчики, как правило, размещают денежные средства в пределах суммы, гарантированной государством.

А сами банки, в свою очередь, стали более взвешенно подходить к привлечению денежных средств населения, смещая акценты не на увеличение процентной ставки, а на развитие дополнительных сервисов и улучшение качества обслуживания клиентов.

Что же касается рынка депозитов, то, скорее всего, он будет по-прежнему расти. По данным НАФИ, на сегодняшний день около четверти населения России располагают накопленными сбережениями, при этом 23% населения считают банковские вклады самой популярной формой хранения денежных средств, что, в свою очередь, должно обеспечить банкам прирост денежных средств. А поскольку вклады населения по-прежнему остаются существенным источником формирования пассивов банков, это приведет к сохранению конкуренции на этом рынке.

Крупнейшие мировые кризисы обязательно затрагивали, а зачастую и зарождались в банковской сфере. Это было характерно для периода Великой депрессии 1930 - 1933 гг., кризиса 1997 - 1998 гг. и кризиса 2008-2010 гг. Для сдерживания массового банкротства банков, снижения доверия к банковской системе был создан инструмент, впоследствии задействованный в банковских системах почти всех стран мира - страхование вкладов. Изначально оно было направлено на защиту банковских учреждений от массового оттока денежных средств. Впоследствии проявилась и его социальная значимость - защита средств клиентов банков. В условиях нынешнего кризиса, за счет увеличения размера страхового возмещения и распространения государственных гарантий на многие обязательства банков, удалось несколько уменьшить его масштабы и предотвратить массовый отток средств из кредитных организаций.

В Российской Федерации система депозитного страхования была введена довольно поздно по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами - в 2004 г. (Закон "О страховании вкладов физичиских лиц в Российской Федерации" от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ) [1], причем вопросы введения в стране страхования вкладов неоднократно обсуждались на переговорах о вступлении России в ВТО (даже в отдельных странах СНГ - Украине и Казахстане - система депозитного страхования была введена соответственно в 1998 и 1999 гг.). Правда, до середины 2004 г. система страховых гарантий в стопроцентном объеме действовала по отношению к вкладчикам Сбербанка России. В настоящее время требование об обязательном страховании депозитов распространяется на все коммерческие банки, которые привлекают и размещают средства физических лиц [9].

Введение в России системы депозитного страхования вкладов во многом способствовало приросту вкладов населения, который составил 468 млрд руб. в 2004 г., 790 млрд руб. в 2005 г. и 1347 млрд руб. в 2007 г. Повышение в марте 2006 г. максимального страхового возмещения со 190 тыс. до 400 тыс. руб. обусловило изменение структуры вкладов по их размеру: депозиты объемом свыше 100 тыс. руб. выросли более чем на 46%. Одновременно изменились валютная и временная структура вкладов. Так, в 2005 г. доля депозитов со сроком более трех лет возросла с 2,3 до 5,6%, доля вкладов в российской валюте увеличилась с начала 2004 до начала 2008 г. с 69,9% до 87,1%, а доля денежных доходов граждан, направленная на сбережения, возросла с 4,3 до 6,6%. Все эти процессы сопровождались снижением доли Сбербанка России на рынке депозитов физических лиц: в 2004 г. в Сбербанке России хранили свои сбережения 62,7% граждан, в 2007 г. - 51,4%. С 2009г. максимальное страховое возмещение составляет 700 тыс. руб [4].

В условиях усиления последствий мирового кризиса необходимо повысить эффективность функционирования системы депозитного страхования и, как следствие, вернуть доверие к банковской системе страны. Для достижения этих целей нам представляется необходимым осуществить ряд мероприятий:

повысить предельный размер возмещения до уровня европейских стран и определять его в европейской валюте (аналогично минимальному размеру уставного капитала коммерческих банков);

установить дифференцированные ставки взносов банков в фонд страхования, учитывающие рисковость проводимой политики и операций, а также сохранить базовую ставку на существующем уровне (в 2007 г. этот показатель был снижен с 0,15 до 0,13% от суммы привлеченных средств, а затем уменьшен до 0,1);

перейти к постепенному распространению системы страхования на депозиты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественных организаций, а также на средства, размещаемые в пенсионных и инвестиционных фондах;

за счет снижения доходности финансовых институтов защитить в определенной части вложения их клиентов;

сократить срок получения компенсации за счет оптимизации ликвидационных процедур в обанкротившихся банках;

повысить прозрачность сделок по инвестированию средств Фонда обязательного медицинского страхования, с целью увеличения доходности размещаемых средств;

отменить комиссию, взимаемую банками при выплате страхового возмещения.

Перечисленные меры позволят привлечь в банковскую сферу страны средства юридических и физических лиц, что повысит ее устойчивость и ликвидность, а также будет способствовать росту кредитных возможностей банков [2].