logo
Государственное регулирование фондового рынка

1.2 Теоретические предпосылки развития регулирования национальных фондовых рынков

История развития фондового рынка, банковская или небанковская модель, к которой относится рынок, и ряд других факторов определяют концепцию государственного регулирования рынка ценных бумаг отдельной страны. Усиление международной конкуренции и стремительное развитие мирового финансового рынка способствуют повышению эффективности рынков за счет создания такой системы регулирования рынка ценных бумаг, которая лучше адаптирована к существующим условиям в данной стране. Но в основном, главными целями регулирования фондового рынка в любой стране остаются защита инвесторов, обеспечение прозрачности и эффективности рынка, а также честных правил торговли, понижение уровня систематического риска.

Если бы отсутствовали транзакционные издержки и конкурентная цена была эффективной, то конкурентный рынок не нуждался бы, например, в регулировании со стороны государства. Однако в современных условиях, в которых функционирует фондовый рынок, участники рынка сталкиваются с рядом проблем, решение которых невозможно без участия регуляторов.

Процессы глобализации финансовой деятельности, а также трансформации на финансовых рынках последних десятилетий привели к усложнению структуры этих рынков и, вследствие этого, к потребности усовершенствования их регулирования. Экономическое значение либерализации и демократизации финансовых рынков очевидно, однако эти тенденции создают повышенную нестабильность рынка. И хотя конкуренция и свободный доступ участников на финансовый рынок являются ключевыми понятиями рыночной экономики, участившиеся кризисы свидетельствуют о том, что либерализация рынков не была соответствующим образом скомпенсирована модернизацией системы государственного регулирования Вавулин Д.А. Кризис мирового фондового рынка: фундаментальные предпосылки и последствия// Финансы и кредит. - 2009. - № 3. - с. 18. .

В пресс-релизе Комитета европейских регуляторов рынков ценных бумаг (The Committee of European Securities Regulators, CESR) от 19 мая 2008 г. подчеркивалось, что события 2008 года в полной мере продемонстрировали ограниченные возможности принципа саморегулирования в современных условиях.

Как отмечает председатель ФРС США Бен Бернанке в своей речи 23 октября 2009 г., посвященной проблемам государственного регулирования финансовых рынков в современных условиях, этот кризис был наиболее масштабным после 1929 г. и периода "Великой депрессии". И тот факт, что этот кризис не удалось предотвратить, свидетельствует о том, что система государственного регулирования финансовых рынков в США, несмотря на весь опыт ФРС, все еще далека от совершенства. Поскольку кризис выявил все слабые стороны в системе государственного регулирования, это ставит задачи создания новых, более эффективных механизмов такого регулирования Абрамов А. Стратегия и вектор движения фондового рынка США //Рынок ценных бумаг. - 2009. - № 16. - с. 12.

В мире принято различать две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии с одной из них регулирование рынка в основном сконцентрировано в государственных органах, а небольшая часть полномочий по контролю, надзору и установлению правил передается саморегулирующимся организациям (СРО). Другая модель предполагает больший объем полномочий саморегулирующихся организаций и сохранение за государственными органами основных контрольных функций и возможности вмешаться в процесс саморегулирования.

В разных странах соотношение полномочий государственных органов и органов саморегулирования разное. На это оказывает влияние, как культурные и исторические традиции страны, так и уровень развития рынка ценных бумаг. В одних странах роль саморегулируемых организаций на фондовом рынке минимальна или же они вообще могут отсутствовать, что предполагает повышенную роль государственного регулирования рынка (Германия, Франция). В других - эти организации активно участвуют в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США и Япония).

Так, например, в Великобритании, рынок традиционно был в основном саморегулируемым. Но в 1990-е годы начался отход от модели саморегулирования фондового рынка. В 1997 г. в Англии была начата реформа системы регулирования финансового сектора. Регулятивные функции различных ведомств и саморегулируемых организаций переданы Совету по ценным бумагам, который переименован в Совет по финансовым услугам. Его Председатель и члены правления подотчетны и назначаются министерством финансов. Совету переданы также и контрольные функции Банка Англии в сфере регулирования коммерческих банков. Совет по финансовым услугам становится государственным органом, контролирующим банки, страховые компании, компании по ценным бумагам, фондовые биржи, пенсионные фонды, депозитарно-клиринговые организации. Таким образом, в Великобритании преобладает саморегулирование рынка, но жестко ограничивается деятельность коммерческих банков на фондовом рынке Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - с. 116.

Во Франции деятельность на фондовом рынке жестко регламентирована государственными предписаниями, а профессиональные участники ограничены в установлении и осуществлении контроля за исполнением правил на рынке. Система регулятивных органов достаточно сложна.

Обычно контроль и регулирование фондового рынка возлагается на независимый специальный государственный орган, но в некоторых странах эти функции может осуществлять подразделение какого-либо государственного учреждения (например, министерства финансов или центрального банка). Так, например, самостоятельный регулирующий орган создан в США, а регулирующее учреждение, подчиненное Министерству финансов - во Франции. В ряде стран может осуществляться смешанное управление рынком. В некоторых странах может не быть единого центрального органа, регулирующего рынок ценных бумаг. Так, например, его не существует в Швейцарии, где регулирующие функции рынка ценных бумаг выполняют регионы.

Образцом систем регулирования рынка ценных бумаг для многих стран, в том числе и для России, была система регулирования фондового рынка США, в основу которой была положена модель, базирующаяся на детально проработанных сводах инвестиции в корпоративные ценные бумаги, участвовать в их андеррайтинге и осуществлять брокерские операции с ними.

Исследователи обычно выделяют следующие модели государственного регулирования рынка ценных бумаг:

1. Децентрализованное регулирование - предполагает отсутствие специализированного ведомства и возложение функций регулирования рынка на органы с более широкой компетенцией - министерство финансов или центральный банк (Германия).

2. Централизованное регулирование - предусматривает наличие государственного ведомства, специализирующегося на регулировании отношений в сфере рынка ценных бумаг (США, Великобритания).

3. Смешанное регулирование - предполагает распределение полномочий по регулированию между центральным банком и специализированным органом государственного регулирования (Российская Федерация) Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. - М.: Экзамен, 2008. - с. 53

Можно выделить также две модели регулирования рынка по степени жесткости предписаний для деятельности на нем. Так, в ряде стран система регулирования фондового рынка основывается на жестких, детальных правилах и формальных процедурах, жестком контроле за их соблюдением (США); другим странам свойственно наряду с жесткими предписаниями, использование неформальных договоренностей, традиций, переговоров по разрешению сложных ситуаций (Великобритания, Швейцария). Модель регулирования фондового рынка для того или иного государства не является заданной раз и навсегда. Как правило, модели могут модифицироваться в зависимости от изменений финансово-экономической конъюнктуры.

Последней тенденцией в сфере регулирования рынка ценных бумаг в развитых странах является сближение германской и англо-американской систем финансирования хозяйства. В настоящее время осуществляется процесс объединения национальных фондовых рынков государств-членов ЕС. Интеграционное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с нормами ЕС, регулирующими фондовый рынок, большинство из которых сформулированы как директивы. Эти директивы максимально учитывают опыт США в сфере раскрытия информации, пресечения манипулирования и инсайдерской торговли на рынке, а также обеспечения честных практик торговли. Для многих стран становится характерной тенденция объединения функций регулирования на рынке ценных бумаг в одном ведомстве. Например, такие учреждения созданы или создаются в Японии, Швеции, Дании, Корее, Канаде, Люксембурге, Ирландии и многих других странах.

С точки зрения организации рынка ценных бумаг в настоящее время существуют две модели:

1) предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). В Германии, в частности, важнейшую роль в вопросах регулирования рынка ценных бумаг играет Немецкий федеральный банк, а также специальный контролирующий орган - Федеральная надзорная палата по банкам;

2) предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания) Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.: Юрист, 2009. - с. 312.

В странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, подконтрольных центральному национальному банку и исполнительным органам государственной власти (первая модель), государственное регулирование является более жёстким.

Национальные модели регулирования рынка ценных бумаг различаются также в зависимости от наличия (отсутствия) признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Так, отсутствие СРО или их минимальная роль на рынке обычно сопряжены с повышенной ролью государственных органов (Германия, Франция); другая модель предполагает широкое участие СРО в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США, Япония). В зависимости от степени участия субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяются системы, предполагающие значительные полномочия субъектов федерации (США, Германия), и системы с минимальным участием субъектов федерации в процессе регулирования (Российская Федерация)

Можно проводить типологию фондовых рынков не только с точки зрения структуры, но и с точки зрения организации контроля. В США и Франции службы биржевого надзора могут самостоятельно устанавливать размеры штрафов. В Италии, Швейцарии, Великобритании и Германии меру наказания устанавливает суд, дела в котором рассматриваются иногда годами. В международной практике не определен порядок оперативного обмена информацией о сомнительных сделках между надзорными органами европейских стран. В США все фондовые биржи обязаны иметь контрольные органы, но решающее слово остается за государством. Такая модель отличается от германской, где надзорные функции выполняют также федеральные земли. Органы надзора фондовых бирж обеспечивают нормальную работу биржевых сессий, устанавливают правила приобретения мест на бирже и котировок ценных бумаг, а также штрафуют участников рынка, нарушающих регламент.

Важная роль государственного регулирования фондового рынка в разных странах мира, несмотря на различия в их моделях, обусловлена необходимостью обеспечения единства фондового рынка, надзора за финансовым состоянием инвестиционных институтов и защиты прав инвесторов. Кроме того, эффективное государственное регулирование способствует в целом успешному развитию фондового рынка. Для этого оно должно способствовать выполнению данным рынком своей важнейшей функции, которой является перераспределение денежных средств для обеспечения развития экономики. Для этого, прежде всего, требуется разрабатываемая государством законодательная база, нормы функционирования и концепция развития фондового рынка. Помимо вышеперечисленного, государство должно иметь возможность применять санкции за нарушение установленных норм на рынке ценных бумаг, стимулировать конкуренцию на рынке ценных бумаг. Тем не менее, к вопросу о степени участия государства в развитии фондового рынка необходимо подходить взвешенно.