logo
Государственное регулирование фондового рынка

1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг

Рассмотрение основ теории регулирования рынка ценных бумаг начнем с определения понятия фондового рынка.

Фондовый рынок - часть финансового рынка и финансового сектора, организующая наряду с другими его сегментами трансферт денежных ресурсов между агентами, предъявляющими спрос и предложение на них, и участвующая в формировании относительных цен на данные ресурсы. Причем способ перемещения денежных ресурсов в рамках фондового рынка сопряжен с трансформацией денежных ресурсов в форму ценных бумаг, обладающих признаками публичной достоверности и обращаемости, так что движение денежных ресурсов в рамках данного рынка преобразуется в циклические формы с непрерывным процессов ценообразования в отношении ценных бумаг Рынок ценных бумаг /Под ред.Н.Т. Клещева. - М.: Экономика. - 2008. - с. 56.

Рынок ценных бумаг - система экономических отношений, опосредствующих движение капитала во всех его функциональных формах (денежной, производительной, товарной), с помощью особого экономико-правового инструмента (экономико-социального института) - ценной бумаги Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - c. 120. .

Таким образом, надо отметить: рынок ценных бумаг отвечает за ценообразование как на денежные ресурсы, так и на ценные бумаги. Последние имеют разные конструкции и несут в себе определенные комплексы прав. Так что фондовый рынок, по сути, устанавливает цены в отношении комплексов прав, именуемых ценными бумагами.

Представим функции фондового рынка в двухуровневой стратифицированной системе как комплекс функций первого порядка, вытекающих из природы инструментов рынка, их юридического статуса и т.п., и комплекс функций второго порядка, основных, однако зависящих от первичных функций, основанных на них, на возможностях инструментов и институтов рынка выполнять функции первого порядка.

К функциям первого порядка можно отнести следующие функции фондового рынка Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А. Галапова. - М.: Финансы и статистика. - 2008. - с. 63: функцию институционального формирования различных (но базирующихся на единых корпоративных принципах) бизнес - единиц и бизнес - структур (предприятий, банков) (через институты акционерного права и первичного рынка ценных бумаг); функцию осуществления (реализации) прав собственности, а также управленческого контроля над предприятиями и банками (через институты корпоративного права и вторичного рынка ценных бумаг); функцию обеспечения правительства инструментами неэмиссионного долгового финансирования экономики (через институты рыночного государственного долга); функцию хеджирования и диверсификации отдельных видов рисков экономических субъектов (через институты рынка производных и срочных инструментов, институт секьюритизации и пр.). К функциям второго порядка относится целых ряд функций, разбитых на две группы.

Группа I. Функции фондового рынка как части экономической системы:

К ним относятся Там же - с. 66: аллокационная функция - функция эффективного размещения ресурсов в экономике через участие в межотраслевом, межсекторном и межфирменном переливе капитала; функция распределения (перераспределения) доходов в экономике; функция аккумуляции и мобилизации свободных средств и сбережений частного сектора экономики в интересах макроэкономического накопления, обеспечения трансформации сбережений в инвестиции; функция концентрации и централизации капиталов, укрупнения бизнеса; функция определения степени эффективности направления и использования средств; информационная функция; функция перераспределения прав собственности и разделения сфер влияния между обладателями денежных капиталов; функция экспорта-импорта капитала. Группа II. Функции фондового рынка как сферы, позволяющей участникам рынка достигать глобальных, значимых для всей системы целей. К таким функциям следует отнести, прежде всего, регулятивную функцию - функцию участия в макроэкономическом регулировании на отраслевом, региональном, государственном и международном уровнях. Финансовый рынок исторически разделился на кредитный рынок, или рынок ссудного капитала, и рынок ценных бумаг, или, как его называли некоторые авторы, рынок фиктивного капитала. Отчетливо зафиксировать это разделение можно начиная с середины XIX века. Основой такого деления выступает набор институтов, представляющих данных сегменты (рис.1).

Рис.1. Деление финансового рынка по институциональному признаку Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М., 2010. - с. 27

Институционально рынок ссудного капитала (рынок кредитов) представлен кредитной системой (при расширенном рассмотрении она включает Центральный банк, коммерческие банки, кредитные организации небанковского типа, инвестиционные фонды и инвестиционные банки, страховые компании). Данная система распадается на две основные части: группу субъектов, профессионально осуществляющих посредническую деятельность на рынке, и субъект, регулирующий и контролирующий их работу.

Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевой деятельности. - М.: Инфра-м, 2009. - с. 95. Оно охватывает различные виды деятельности и операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.д.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг является механизмом для поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства. Оно необходимо, поскольку существует потребность в создании нормальных условий работы всех его участников, защите их прав, поддержании ценообразования в зависимости от спроса и предложения на рынке, развитии инфраструктуры фондового рынка. Его важная роль заключается не только в развитии рынка ценных бумаг, но и в развитии экономики всей страны.

Для более глубокого понимания процесса регулирования рынка ценных бумаг необходимо представить в комплексе и определить расширенный субъектно-объектный состав системы регулирования рынка ценных бумаг (рис.2).

рынок ценная бумага россия

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.2. Субъектно-объектный состав системы регулирования рынка ценных бумагРынок ценных бумаг /Под ред.Н.Т. Клещева. - М.: Экономика. - 2008. - с. 72

Существующие подходы к определению субъектного состава системы регулирования рынка ценных бумаг не рассматривают участников рынка ценных бумаг как субъектов, однако, при более детальном рассмотрении данного вопроса, можно прийти к выводу о том, что в случае объединения участников рынка ценных бумаг в саморегулируемые организации, данные организации становятся субъектами регулирования рынка, что, безусловно, является очень важным моментом с позиций развития саморегулирования рынка ценных бумаг.

Немаловажная роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг отводится финансовому регулированию.

Государственное финансовое регулирование рынка ценных бумаг необходимо определить как процесс целенаправленного и последовательного применения государством финансовых форм и методов воздействия на субъекты рынка ценных бумаг для оказания влияния на поступательное развитие этого рынка на каждом конкретном этапе его функционирования. Субъектами государственного финансового регулирования рынка ценных бумаг выступают государственные структуры, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, объектом - система финансовых отношений между субъектами на рынке ценных бумаг. Современные исследователи, как правило, рассматривают финансовое регулирование рынка ценных бумаг только с позиций государственного финансового регулирования. Однако, данный подход не отвечает современным условиям развития системы финансового регулирования рынка ценных бумаг, так как финансовое регулирование рынка может также осуществляться отдельными профессиональными участниками (внутреннее финансовое саморегулирование) и объединениями профессиональных участников (внешнее финансовое саморегулирование).