8. Государственное регулирование фондового рынка.
Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной фор-ме.
Основные функции государства в регулировании:
а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.;
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением
правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок.
Эта сложность объясняется тремя причинами:
1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций;
2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества);
3) неустойчивость и конкуренция властных структур.
- Государственное регулирование экономики
- 1. Задачи и содержание государственного регулирования экономики.
- 2. Методы государственного регулирования экономики.
- 3. Государственное прогнозирование и планирование.
- 4. Монополистическая деятельность, понятие и экономическая сущность.
- 5. Необходимость антимонопольной политики государства, ее цели и задачи.
- 6. Понятие инвестиционной деятельности, ее значение для развития экономики государства.
- 7. Меры по активизации инвестиционного процесса.
- 8. Государственное регулирование фондового рынка.
- 9. Государственное регулирование денежного рынка.
- 10. Рынок труда, его значение в макроэкономическом развитии.
- 11. Спрос и предложение на рынке труда.
- 12. Уровень оплаты труда в функционировании рынка труда.
- 13. Государственное регулирование валютного рынка.
- 14. Методы воздействия государства на состояние рынка труда.
- 15. Понятие региона в рф. Особенности развития регионов.
- 16. Региональная политика государства. Стратегический план региона.
- 17. Методы государственного регулирования регионального развития.
- 18. Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства.
- 19. Материальное производство, его сущность.
- 20. Государственный заказ как способ воздействия государства на сферу материального производства.
- 21. Промышленная политика как инструмент государственной стратегии развития народного хозяйства.
- 22. Государственное регулирование природопользования.
- 23. Государственное регулирование валютного рынка.
- 24. Государственное регулирование в области социальной политики. Индикативное планирование.
- 25. Система органов, осуществляющих меры государственного планирования.