logo
Банковский кризис

1.1 Типы и формы банковских кризисов

Представляется возможным выделить три типа банковских кризисов.

Первый тип соответствует кризису, действующему на микроэкономическом уровне, вне зависимости от величины бюджетных расходов. Яркими примерами в этом смысле являются кризисы в США (1984-1991 г.г.), Швеции (1990-1993 г.г.), Финляндии (1991-1994 г.г.) и Франции (1991-1998 г.г.). В этих случаях банкротство ограниченного числа банков не распространялось на всю финансовую систему и не вызвало крупномасштабного макроэкономического спада. В частности, открытый кризис ликвидности в Швеции вынудил ЦБ вложить в банковскую систему значительные средства. Однако за интервенцией Центрального банка вскоре последовала четкая стабилизационная стратегия: обанкротившиеся коммерческие банки были национализированы и реструктурированы, тогда как вложения денег «повышенной эффективности» были нейтрализованы в течение последующих месяцев путем выпуска долгосрочных долговых обязательств. В итоге, несмотря на огромные финансовые ресурсы, мобилизованные для преодоления кризиса, он не оказал дестабилизирующего воздействия ни на инфляцию, ни на бюджетный сектор.

Второй тип банковского кризиса связан с гораздо более разрушительными последствиями, распространяясь на макроэкономический уровень. Опыт Чили (1981-1984 г.г.), вероятно, наиболее показателен. Первоначально банковский кризис вызвал спад в 13% ВВП в 1982-1983 г.г. Подавляющая часть банковской сферы была национализирована, а расходы государства на ее реструктуризацию до сих пор полностью не компенсированы. Недавний валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии имеет много общих черт с более ранним чилийским опытом, по крайней мере, на государственном уровне. Воздействие кризиса на экономическую активность, доходы и безработицу весьма заметно в таких странах, как Таиланд, Южная Корея и Индонезия. Резкий спад ожидается в краткосрочной перспективе, а расходы на реструктуризацию могут составить 15 -- 20% ВВП. Другой урок чилийского кризиса состоит в том, что политика реструктуризации финансового сектора и смягчение деструктивных последствий ограничения кредитования заметно влияет на развитие любой страны. В противовес кризису «шведского типа», азиатский кризис оказывает воздействие на потенциал экономического роста, финансовую и промышленную структуру, отношения стран Юго-Восточной Азии с внешним миром, на распределение богатства и доходов.

Макроэкономические потрясения при развертывании кризиса «чилийского типа» не вылились в полномасштабную бюджетно-финансовую дестабилизацию, ведущую к высокой инфляции, демонетизации экономики, что характерно для кризисов третьего типа [12, c. 117].

Кроме трех основных типов банковских кризисов можно выделить ряд более конкретных форм их проявления.

Латентный кризис представляет собой ситуацию, когда значительная часть банковских институтов несостоятельна, но продолжает функционировать (в западной литературе такая ситуация характеризуется как bankdistress).

Открытая форма кризиса - банковские банкротства, которым до Великой Депрессии предшествовали банковские паники, выражавшиеся в массовых изъятиях вкладов из банков (bankruns). В кризисах последнего времени, главным образом, благодаря системе страхования вкладов и различным формам явных и неявных гарантий со стороны государства, «набеги» вкладчиков на банки стали редкостью. В современных условиях переход кризиса из скрытой формы в открытую в значительной степени предопределяется спецификой институционально-правовой базы страны и мерами со стороны ЦБ и других регулирующих органов по отношению к проблемным банкам. В западной практике термин банковский кризис часто применяется именно к открытым формам кризиса.

Системный банковский кризис означает несостоятельность большей части банковской системы. Под несостоятельностью понимается неспособность банка выполнять условия контракта, заключенного с вкладчиками вы силу невыполнения обязательства заемщиками банка, контракта с банком, либо в результате обесценения банковских активов. При открытой форме кризиса несостоятельность выражается в прекращении банками выдачи депозитов по требованию вкладчиков.

В случае частичного или локального кризиса кризис охватывает либо отдельные сектора банковской системы, либо отдельные регионы внутри страны.

Исходя из изложенной классификации, кризис российской банковской системы представлял собой кризис третьего типа, перешедший в латентный кризис, то есть это кризис, охвативший большую часть банков страны, которые продолжают функционировать благодаря относительно мягкой позиции Банка России. Особенно это касается бывших банков-гигантов, признанных социально значимыми. Соответственно и методы борьбы с данным кризисом должны быть всеобъемлющими, то есть речь снова идет о концепции, именно о концепции реформирования банковской системы. Тем не менее, учитывая то, что антикризисное управление является микроэкономической категорией, эти методы в отношении каждого конкретного банка также должны быть конкретными [7, c. 124].

Глава 2. Хронология банковских кризисов начала ХХI века и методы

реструктуризации

Коротко, рассмотрев хронологию и причины банковских кризисов в зарубежных странах, выявили, что наиболее значительные банковские кризисы начала ХХI века выглядят следующим образом:

Турция, 2000-2001. Банкротство трех крупных государственных банков, кризис ликвидности в банковской сфере, отток спекулятивных средств с национального финансового рынка, девальвация лиры на 40% за первые три месяца.

Аргентина, 2001-2002. С начала 1990-х годов Аргентина была полигоном экономических реформ для МВФ, МБРР и других международных институтов и даже ставилась в пример прочим развивающимся странам в качестве «экономического чуда». С началом кризиса рухнул курс песо, были заморожены счета в банках, начался массовый отток капиталов за рубеж, президент и правительство были отправлены в отставку.

Бразилия, 2002. Обвал курса реала, рост инфляции, скачкообразный рост внешнего долга, который в 2003 году составил свыше 260 миллиардов долларов, причем затраты на его обслуживание поглощали 64% ВВП.

Кризисы влекут за собой и долгосрочные издержки. Институциональные характеристики, препятствующие оптимальной банковской практике, также взаимодействуют друг с другом и с внешними шоками, которым подвергается страна, и, возможно, являются одной из причин того, что некоторые страны подвержены многократным кризисам.

Как показывает практика кризисные явления в банковской сфере присуще не только развивающимся странам и странам с переходной экономикой, но и развитым странам.

Так в 2007 году разразился банковский кризис в США вызванный кризисом ипотечного кредитования.

Кризис на рынке ипотечного кредитования в США назревал давно. Участвовавшие в этом деле банки не могли о нем не знать, однако делали вид, что ничего не происходит.

Началом кризиса можно считать лето 2007 года. Еще в августе эксперты выражали опасения, что ужесточение условий кредитования в США может привести к рецессии американской экономики и замедлению темпов роста мировой экономики. Тогда к их мнению не прислушались, и время было упущено.

И вот осенью о серьезных потерях, вызванных ипотечным кризисом в США, один за другим стали объявлять крупнейшие мировые банки. MerrillLynch потерял 8 млрд. долларов, MorganStanley - 3,7 млрд., HSBC - 3,4 млрд., DeutscheBank - 3,2 млрд., BankofAmerica - 3 млрд., Barclays - 2,6 млрд., RoyalBankofScotland - 2,6 млрд., BNP Paribas - 2,1 млрд., CreditSuisse - 1 млрд. долларов. А общие потери мировой банковской системы превысили 300 млрд. долларов.

Возник кризис заемных средств, наложившийся на падение курса доллара и рекордные цены на нефть. В американской и мировой экономике наметились кризисные явления. Федеральная резервная система США попыталась поправить положение снижением учетной ставки по кредитованию, но это не помогало.

Крупнейший швейцарский банк UBS заявил, что на ипотечном кредитовании в США потерял 13,5 млрд. долларов и переживает серьезнейший кризис в своей истории. UBS, CreditSuisse и другие крупные банки объявили о выводе своих капиталов с американского фондового рынка.

Кризис ипотечного кредитования в США породил банковский кризис, чреватый глобальной проблемой кредитования, рецессией американской экономики и прочими разрушительными последствиями.

Учитывая это, Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, центральные банки Великобритании, Канады и Швейцарии объявили 13 декабря о намерении совместно справиться с ситуацией. Совместный проект центральных банков появился после того, как снижение процентных ставок Федеральным резервом США и Банком Англии не привело к снижению межбанковских ставок и показало, что частные банки по-прежнему не готовы давать деньги в долг.

По мнению специалистов, факт объединения центральных банков свидетельствует о глубоком кризисе мировой банковской системы.

Рассмотрим конкретные сочетания мер, применявшиеся для реструктуризации банковских систем в различных случаях. Причины, которые приводят к банковским кризисам, различны, однако можно выявить связь между пропорциями применения разных методов и тем, насколько успешным является реструктуризация банковской системы. Для стран - аутсайдеров банковского оздоровления характерны следующие характерные признаки:

они полагаются исключительно на центральный банк, а менеджмент коммерческих банков пассивно воспринимает свое положение и не предпринимает активных усилий по урегулированию требований;

ими уделяется недостаточно внимания управлению работающими и проблемными активами банков в кризисный период;

в таких странах проводится относительно меньше процедур банкротства, слияний или поглощений банков;

рекапитализация банковской системы осуществляется в замедленном темпе;

отсутствует стимулирование менеджмента «проблемных» банков, т.е. их вознаграждение не ставится в зависимость от финансовых результатов и дальнейшей судьбы банка, и они не несут прямой ответственности за свои ошибки.

Наоборот, для стран - лидеров банковского оздоровления характерны следующие действия:

отказ от практики предоставления эмиссионных стабилизационных кредитов реструктурируемым банкам;

активное привлечение международных консультантов (twinning) в процессе реструктуризации;

использование рыночных методов реструктуризации, реализуемых, прежде всего, при активном участии комитета кредиторов[13, с 111].

Рассмотрим опыт реструктуризации банковской системы и экономики в целом на примере Кореи.

Правительство Кореи начало процесс оздоровления с определения потенциальной платежеспособности отдельных банков. Одновременно с переговорами с МВФ о выделении крупного пакета помощи правительство приостановило операции многих банков и отозвало их лицензии. 2 декабря были приостановлены операции 9 неликвидных банков, 10 декабря - еще 5 банков. Всего в течение кризиса были приостановлены операции 18 банков, и у 16 из них были отозваны лицензии. В результате к концу 1998 г. из 32 банков докризисного периода в стране функционировало всего 14 банков.

В отношении банков было издано распоряжение в течение 6 месяцев представить планы их оздоровления, с указанием источников пополнения капитала. Международные аудиторские фирмы провели проверку отчетности банков, после чего правительственная комиссия постановила ликвидировать 5 банков через их поглощение 5 другими банками. Банки, которым было разрешено поглощать другие, были отобраны по критерию более чем 9% коэффициента достаточности капитала на конец 1997 г. Были приняты специальные меры по защите поглощающих банков от возможной недобросовестности менеджмента «проблемных» банков в форме неверного представления информации об активах в их отчетности. Банки, на балансы которых переходили «проблемные» активы, получили возможность продать их в течение полугода с момента приобретения в том случае, если оказывалось, что их стоимость была ниже указанной в документах при слиянии[11, с 97].

Банки, наименее всего пострадавшие от кризиса, получили предписания:

увеличить собственный капитал;

сменить высшее руководство;

сократить валюту баланса и объем операций.

Реабилитация таких банков проходила путем:

слияний;

вливаний иностранного капитала;

консолидации с дочерними и зависимыми фирмами с более благоприятной структурой баланса;

уменьшением уставного капитала;

продажей особо ценных активов;

сокращением отдельных видов деятельности.

Таким образом, одной из основ успешной реструктуризации был метод поглощений «проблемных» банков с целью экономии от масштаба и устранения дублирующих функций, а также для повышения потенциала кредитования. Поглощающие банки получали финансовую поддержку для обеспечения нормативов достаточности капитала и налоговые льготы. В результате применения всех мер государственной инъекции средств более 75% уставного капитала банковской системы Кореи сейчас опосредовано принадлежит государству. Вторым крупнейшим акционером являются иностранные банки.

Кризисы в банковской системе РФ случались неоднократно. Порою они (как в 1998 и 2008 годах) становились последствиями мировых кризисов, в других случаях -- провоцировались исключительно внутренними факторами. Самый известный кризис банковской системы России подобного рода произошёл в 2004 году, когда сразу несколько ведущих кредитных организаций РФ ограничили выдачу средств клиентам. Причиной такой ситуации стал кризис на рынке межбанковского кредитования, вызванный банкротством Содбизнесбанка.[2, с 86]