logo
Банки и банковские операции

2.3 Методы управления привлеченными ресурсами банка

Усиливающая конкуренция за средства клиентов требуют от современных банков повышенного внимания к вопросам совершенствования используемых методов управления привлеченными ресурсами.

Используют различные аналитические методы.

Я рассмотрю, на мой взгляд, наиболее интересные.

Наиболее распространенным и широко используемым отечественными банками является метод структурного анализа. Это вполне обоснованно, учитывая, что структурный анализ позволяет сопоставить, сравнить и оценить абсолютные и относительные значения отдельных видов привлеченных ресурсов за определенный период времени, проследить тенденции их изменения и на основе полученных результатов строить прогнозы на будущее. Для любого банка структура привлеченных им ресурсов имеет большое значение, поскольку она является отражением его возможностей.

Анализ привлеченных ресурсов по критерию срочности позволит банку прогнозировать, когда ожидать оттока ресурсов в связи с истечением срока их размещения в банке, исходя из чего банк будет поддерживать готовность ответить по обязательствам в момент наступления срока погашения. Кроме того, анализ привлеченных ресурсов по признаку срочности позволит оценить уровень устойчивости ресурсной базы.

Анализ привлеченных ресурсов по типу клиентов даст представление о доли того или иного типа банковских клиентов, представление о том, кто основные клиенты банка, от кого банк получает большую часть ресурсов. Каждый банк, не смотря на наличие общих черт, индивидуален, и картина будет разниться в зависимости от специализации банка.

Для выявления причин изменения состояния привлеченных ресурсов, а также оценки степени влияния различных причин на состав и структуру привлеченных ресурсов применяется факторный анализ.

На состояние привлеченных ресурсов банка могут влиять как внутренние факторы, так и факторы, непосредственно не связанные с самим банком.

В числе внутренних факторов, влияющих на структуру ресурсов банка можно выделить:

· размер и имидж коммерческого банка;

· число клиентов;

· специализацию;

· продолжительность функционирования банка (так, к примеру, по российскому законодательству, банки не могут привлекать вкладов физических лиц, если с момента их создания и деятельности на рынке банковских услуг не прошло двух лет);

· наличие соответствующей лицензии на проведение операций с иностранной валютой и по привлечению средств физических лиц;

· финансовое состояние банка;

· численности филиалов.

К внешним факторам относятся:

· общая экономическая ситуация в стране;

· правовая среда;

· региональные особенности;

· состояние банковской системы;

· состояние денежного рынка (в частности, рынка межбанковских кредитов и рынка ценных бумаг);

· денежно-кредитная политика Центрального банка.

Влияние вышеперечисленных факторов обусловливает состав и структуру ресурсов коммерческих баков, в связи с чем банки очень тщательно должны анализировать степень их влияния в целях прогнозирования возможных изменений. От полноты охвата факторов зависит эффективность анализа.

Для современных банков в условиях усиления конкуренции за привлеченные ресурсы особую актуальность приобретают различные специфические методы управления.

Важным методом управления привлеченными ресурсами является диверсификация привлеченных ресурсов. Основным полем для расширения спектра банковских услуг в области привлечения ресурсов служат депозиты.

Диверсификация («изменение») депозитов предполагает расширение модификаций депозитных услуг, а говоря по-простому, увеличение разнообразия предлагаемых банком видов депозитов.

Сегодня коммерческие банки предлагают разнообразные виды депозитов. Учитывая особенности разных категорий вкладчиков: банк определяет ассортимент предлагаемых видов депозитов, ориентируясь на разнообразные жизненные потребности вкладчиков, различные социальные группы. Потенциальному вкладчику предлагаются различные виды депозитов исходя из приоритетности для него доходности или возможности снятия в любой момент, накопления или удобства в произведении расчетов (банковские карты) и т.д.

На основании анализа информации о предлагаемых российскими банками депозитных услуг можно судить о некоторых нетрадиционных подходах в их деятельность с учетом того, что за последние годы ассортимент депозитных услуг значительно расширился и продолжает расширяться и банки стремятся максимально учесть потребности различных категорий вкладчиков: отсюда детские вклады, пенсионные, для VIP-клиентов и т.п.):

1. учет психологического фактора: предложение вкладов с подчеркиванием в названии влияющего стимула («Стабильный», «Оптимальный», «Доходный», «Престижный», «Выгодный», «Удобный», «Привилегированный» и другие вклады);

2. увязка отдельных видов вкладов социальными и материальными потребностями вкладчиков («Образовательный», «Медицинский», «Жилищный», «Отпускной», «Мой автомобиль» и другие вклады);

3. творческий подход к определению названия вклада (например, вклады «Зимняя сказка», «Быстрый доход», «Золотой ларец», «Золотой вариант» и т.д.);

4. сохранение на ряду с новыми традиционных названий вкладов с расчетом на консервативных вкладчиков («Срочный», «Сберегательный», «Накопительный» и т.д.);

5. для отдельных банков характерно увязывать название различных видов вкладов с названием банка (вклады «Импэкс-инвестор», «Импэкс-финансист», «Диалог-Престиж», «Русский Стандарт-Депозит» и т.д.);

6. предложение особого вида вклада в связи с годовщиной деятельности банка: во-первых, подчеркивается деятельность срока функционирования, во-вторых, в связи с годовщиной по данному вкладу предлагаются более выигрышные для вкладчика условия (например, вклад «К десятилетию банка» и т.п.);

7. в пределах одного вида вклада предлагаются различные условия. Как правило, это касается минимальной суммы и срока вклада: чем выше минимальная сумма вклада, тем выше проценты;

В целом банки активно ищут пути для дальнейшей диверсификации ресурсов.

Кроме того, еще одной важной современной тенденцией является развитие технологии гибких депозитных счетов, когда в одном счете сочетаются преимущества счетов до востребования и срочных счетов. По таким счетам устанавливается, как правило, сравнительно небольшая сумма первоначального срочного вклада и предоставляется возможность неограниченных дополнительных взносов и снятий в любое время средств сверх основной суммы вклада.

Анализу банковских процентов уделяется особое внимание, поскольку проценты - это основной источник операционных доходов банка (проценты полученные) и основной источник операционных расходов банка (проценты уплаченные). С одной стороны, банк заинтересован в том, чтобы платить более низкий процент, с другой - он должен устанавливать «конкурентоспособный» процент, чтобы привлечь клиентов, для которых основной критерий - доходность вклада.

Следующая группа методов управления привлеченными ресурсами непосредственно связана с клиентами, их изучением, диагностикой, стимулированием. Сюда входят: формирование картотеки клиентов, мониторинг рынка банковских услуг, рекламирование банковских продуктов, формирование имиджа, обеспечение высокого качества обслуживания, формирование комплексных услуг.

Каждый банк имеет определенную базу данных, где хранится информация о его клиентах. Естественно, что в век стремительного прогресса эти базы имеют электронную основу. Подобные базы данных по сути представляют собой картотеку клиентов. Формирование картотеки клиентов имеет для банка особое значение, поскольку каждый клиент - это особая история и ситуация. По каждому клиенту должны отражаться все входящие данные (личные данные, дата обращения в банк и т.п.), перечень оказываемых и оказанных услуг, условия оказания услуг (могут быть специфичными для конкретного клиента), движение средств по открытым счетам (в зависимости от характера счета) и т.п.

Большое значение для улучшения банком своих конкурентных позиций имеет оценка мотивации клиентов при выборе банка. Некоторые банки в целях определения мотивов, побуждающих клиентов открывать счета, проводят анкетирование на этапе открытия и закрытия счета. Как показывают исследования, для корпоративных клиентов важным является имидж банка, предоставление полного комплекса услуг, открытость банка для общения с клиентом, высокая скорость проведения платежей и т.п. Немаловажную роль играют рекомендации других клиентов. Основной причиной закрытия счета является предложение банками-конкурентами более привлекательных условий обслуживания (более низкие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, упрощенная процедура выдачи кредита и т.п.).

Мониторинг рынка банковских услуг на постоянной основе необходим для отслеживания изменение спроса потребителей банковских услуг и гибкого реагирования на «прописки» конкурентов по «перехвату» и «переманиванию» клиентов. И то и другое ориентировано на поддержание конкурентной позиции банка. Разумеется, каждый банк заинтересован в усилении своей рыночной позиции, вплоть до монополизации отдельных сегментов. Однако в условиях, когда рынок поделен между банками, актуальность приобретает сохранение занятых рыночных позиций или поиск новых ниш. Даже рынок обанкротившихся банков в условиях сильной конкуренции нелегко захватить. Это требует от банка быстрой реакции и готовности ответить на действия конкурентов. Кроме того, особенностью современного рынка банковских услуг является «прозрачность». Достаточно банку совершить ошибку или понизить качество услуг, он начинает терять клиентов.

Особую роль банки отводят рекламированию своих услуг в целях стимулирование притока средств. Большей частью рекламы банковских услуг основываются на внушении доверия к банку, подчеркивая его надежность, длительность существования, какие-то конкурентные преимущества («только мы предлагаем…», «только у нас вы сможете…» и т.п.), место в рейтинге (например, что банк входит в десятку крупнейших банков (в Приложениях В и С предложены крупнейшие банки г. Екатеринбурга и России) и т.п.), удобство обслуживания и др.