logo
Анализ банковских рисков

2.1. Состояние рисковой ситуации в деятельности белорусских банков

Рассмотрим состояние рисковой ситуации в кредитной деятельности белорусских банков начиная со второй половины девяностых годов.

Вторая половина девяностых годов стала периодом существенных изменений, значительных структур-ных преобразований и совершенствования деятельности банков Республики Беларусь. Целесообразно дать краткую характеристику сложившейся в послед-ние годы рисковой ситуации в кредитной деятельности банков республики.

Начиная с 1996 года, обострилась проблема своевременного возврата банковских кредитов. По мере увеличения объёмов проводимых банками активных операций, роста кредитных вложений опережающими темпами увеличивалась просроченная задолженность по кредитам банков. Наиболее показательным в этом отношении следует считать 1998 год, когда темпы роста активов, кредитов и просроченной задолжен-ности составили 387 %, 420 % и 510 % соответственно [7, c. 42].

Данные о невозвращенных кредитах свидетельствуют о постоянном росте доли невозвращённых кредитов в портфелях белорусских банков. Так, если на 1.01.1996 года значение этого показателя составляло 12 %, то на 1.01.1997года уже 14 %, а на 1.01.1998 года - 18 %. Максимальный процент проблемных кредитов был зафиксирован в размере 22,1 % по состоянию на 1.01.1999 г. Данные на 1.01.2000 г. отражают снижение величины этого показателя до 17 %.

В сложившейся рисковой ситуации в кредитной деятельности банков нашей республики целесообразно выделить некоторые особенности:

- имеется значительная просроченная задолженность по кредитам банков;

- сокращается величина собственного капитала большинства банков в валютном эквиваленте;

- в объёмах невозвращённых кредитов преобладает доля валютной просрочки;

- отмечается низкая доходность кредитных операций крупных банков;

- формирование резервов на покрытие убытков по ссудам осуществляется не в полном объёме [7, c. 42].

Проведенный нами анализ позволяет констатировать высокий уровень кредитного риска, сопутству-ющего деятельности белорусских банков. В связи с этим возникает проблема качественного измерения и прогнозирования кредитного риска адекватно потенциальным потерям. Эту задачу попытаемся решить, предложив формулу расчёта коэффициента кредитного риска, учитывающего степень полноты создания резервов на покрытие убытков по ссудам.

,

где Кр - коэффициент кредитного риска;

С - величина ссудной задолженности клиентов банка;

З1 32, 33- ссудная задолженность, отнесённая соответственно ко второй, третьей и четвёртой группам риска;

Н -сумма недоначисленного резерва на возможные потери по ссудам [7, c. 43].

Поправочные коэффициенты 0,3; 0,5; 1,0 отражают необходимую величину формирования резерва на возможные потери по ссудам в соответствии с действующим в настоящее время положением Националь-ного банка Республики Беларусь № 775 от 19.08.1996 г.

Рассмотрим задачи, стоящие перед банковской системой по преодолению сложившейся ситуации.

Первостепенной задачей, стоящей перед банковской системой респуб-лики, является направление денежных потоков в экономику и, в первую оче-редь, - в реальный сектор. Валовые кредиты банков экономике за ян-варь-июнь 2002г. увеличились на 452,3 млрд. руб. (или на 17,8%, в реальном выражении они снизились на 2%), в том числе в белорусских рублях - на 186,4 млрд. руб. (или на 14,9%) и в иностранной валюте - на 47,2 млн. USD [11, c. 31].

В 2004 г. ряд предприятий находились в сложном финансовом по-ложении, поэтому кредитные операции не всегда являлись самыми надежными и доходными.

Увлечение высокодоходными, но спекулятивными и высокорискованными операциями, как показал российский кризис, может привести к банкротству да-же самый надежный банк, а банковскую систему - к глубокому кризису. Учиты-вая это, банки должны учиться работать с реальным сектором экономики в лю-бых макроэкономических условиях, поддерживать тесную связь с производитель-ным капиталом. Это является залогом, может быть, не самого быстрого, но на-дежного роста и укрепления как предприятий реального сектора, так и банков.

- Процесс кредитования, особенно в странах с переходной экономикой, неп-рерывно связан с действием многочисленных факторов риска, способных пов-лечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предо-ставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и проанализировать те фак-торы, которые могут привести к непогашению кредитов. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности [11, c. 32].

Существующие на сегодняш-ний день в Республике Беларусь методики определения финансово-го состояния кредитополучателя, его платежеспособности и креди-тоспособности не в полной мере отвечают сложившейся экономи-ческой ситуации. Трудно найти предприятие, которое по данным методикам «вписывалось бы» в рамки финансово устойчивого. Большинство из них находится в кризисном состоянии, и надежных кредитополучателей сегодня пра-ктически не существует. Положе-ние ряда предприятий настолько тяжело, что из-за нехватки средств на оплату суммы обязательных страховых взносов в Фонд социаль-ной защиты юридические лица не получали кредиты на заработную плату. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2002г. №19 «О некоторых мерах по обеспечению своевре-менной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населе-ния Министерства труда и соци-альной защиты» в суммы кредитов, выдаваемых банками для выплаты заработной платы, включаются суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты и подоходного налога, исчисленно-го из размера данной заработной платы. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 2002г. №376 при наличии у юриди-ческих лиц, их обособленных под-разделений и индивидуальных предпринимателей неисполненных обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, запрещается осущес-твление ими вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, в т.ч. в счет погашения банковских кре-дитов, выданных для этой цели вы-ше размера бюджета прожиточно-го минимума.

Одной из ключевых проблем для банковской системы страны продолжает оставаться низкий уро-вень возвратности кредита. Рас-смотрим динамику изменения объе-ма проблемных кредитов (пролонги-рованных, просроченных и сомни-тельных) по отношению к общим кредитным вложениям.

Доля проблемных кредитов в кредитных вложениях составляет 14,4%. В ян-варе-июне 2002г. на 0,2 процен-тного пункта повысился удельный вес проблемных кредитов, про-блемная задолженность увеличи-лась на 66,7 млрд. рублей (или на 18%) и на 1 июля 2002г. состави-ла 436,9 млрд. рублей, в том чис-ле в национальной валюте - 144,9 млрд. рублей, увеличившись на 84,5%, и в иностранной валюте -162,2 млн. USD, снизившись на 12,1%. В практике ведущих стран мира считается, что проблемные кредиты не должны превышать 5% кредитного портфеля [11, c. 36].

Особенно критическое по-ложение сложилось с возвратом кредитов в иностранной валюте. Банки должны активизировать ра-боту по взысканию просроченных валютных кредитов, используя права, предоставленные им Ука-зом Президента Республики Бе-ларусь от 10 марта 2000 года №124 «О направлении предста-вителей банков в качестве наб-людателей за хозяйственной дея-тельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. Высвобождение ресурсов, отвлеченных в проблемные кредиты, позволило бы банкам направить данные средства на кредитование эф-фективных производств. Именно эта проблема сдерживает банки в процессе кредитования.

Доля проблем-ных активов в активах, подверженных кредит-ному риску, на 1 октября 2006 г. составила, по офици-альным данным, всего 3,66% (это составляет 496,6 млрд. р.). Фактически созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, составил 197 млрд. р. Под кредитным риском здесь понимается риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполне-ния должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями до-говора или законодательством. К активам, подверженным кредитному риску, относятся: кредиты, выданные юридическим и физичес-ким лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финанси-рование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, под-верженные кредитному риску. Проблемные (субстандартные, сомнительные и безнадеж-ные активы) - это активы, подверженные кре-дитному риску, классифицированные по II-IV группам риска (субстандартные - II группа, сомнительные - III группа, безнадежные - IV группа риска). Порядок классификации акти-вов, подверженных кредитному риску, опреде-ляет Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на пок-рытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организа-ции, подверженной кредитному риску, утвер-жденная постановлением Правления Нацио-нального банка Республики Беларусь от 29 сентября 2004г. №148 (с изменениями и допол-нениями).

По представленным банками данным луч-шие показатели по кредитному портфелю име-ют: Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, СОМБелБанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Рейтинг белорусских банков на 01.04.07

Rating

Наименование банка

Индекс качества кредитного портфеля

01.04.07

01. 04. 06

Место

Балл

1

65,46

1

Приорбанк

3

78,74

2

51,20

3

Белагропромбанк

1

93,28

3

49,13

2

Белвнешэкономбанк

7

73,30

4

46,82

4

Бслинвестбаяк

6

75,31

5

45,55

5

Белпромстройбанк

10

68,28

б

41,36

6

Беларусбанк

9

70,28

2

57,22

3

Славнефтебанк

2

83,05

3

51,41

4

Белгазпромбанк

8

71,97

4

50,72

5

СОМБелБанк

5

77,08

7

44,95

7

Абсолютбанк

4

77,10

Следует также добавить, что банковская система Республики Беларусь не может развиваться изолированно от мирового банковского сообщества. Разумное использование зарубежного опы-та всегда полезно, возможности применения на практике совре-менных форм банковского пред-принимательства, мер стимулиро-вания, регулирования и контроля во многом зависят от состояния белорусской экономики и банков-ской системы.

Как свидетельствует мировая практика, модернизация банков-ской отрасли рыночной экономики возможна лишь в результате ее формирования как системы в тече-ние длительного времени, с учетом всех сложившихся традиций, осо-бенностей и национального менталитета.

При этом чрезвычайно велико значение кредитных бюро, их существование позволяет кредитным организациям выдавать кредиты клиентам, которые ранее в этой организации не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.

Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, учрежденных и принадлежащих либо самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают данными о своих клиентах бюро, которое сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные ре-гистрационные и налоговые органы и т.д.), и формирует картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предос-тавления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков.

При создании кредитного бюро достигаются следующие результаты.

Во-первых, расширяется уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дается возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Это позволяет кредиторам эффективно определять направление и цену кредита, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.

Во-вторых, уменьшается плата за поиск информации которую взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.

В-третьих, формируется своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый из них знает, что в случае невыполнения обязательств может лишиться репутации в глазах потенциальных кредиторов, в результате чего заемные средства станут для него недоступны или намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.

К настоящему времени сформировались два принципиальных подхода к организационно-правовой форме кредитного бюро, а именно:

1. Кредитное бюро создается либо при Национальном банке Республики Беларусь, либо при его решающем участии.

2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. При этом желательна поддержка Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, не исключается ва-риант участия государства в уставном капитале этой организации.

Основные аргументы в пользу первого варианта сводятся к тому, что Национальный банк Республики Беларусь:

- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль за деятельностью всех без исключения кредитных организаций Республики Беларусь;

- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;

- имеет развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы Республики Беларусь, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных;

- в Национальном банке уже имеется достаточный материал по кредитным историям различных клиентов, т.к. все банки предоставляют ему информацию о выданных кредитах, и о дальнейшей их «судьбе», осталось только сгруппировать полученную информацию и предоставить доступ соответствующим службам банков к этой информации.

Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использования отчетности кредитных организаций, установленной Национальным банком Республики Беларусь, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль за достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.

В то же время имеются и определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальным банком Республики Беларусь. Это прежде всего то, что Национальный банк Республики Беларусь выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использовано третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального банка Республики Беларусь по обеспечению стабильности бан-ковской системы страны в целом.

Данные кредитного бюро помогут банкам более точно определять кредитоспособность клиента, который обращается в этот банк за кредитом впервые. Такая проблема конечно же остро не стоит в таких небольших городах как Пинск, где «все всех знают». Данные кредитных бюро более важны для филиалов банков в больших городах (Брест, Минск и т.п.), где достаточно большое количество филиалов банков и юридических лиц. Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро -- обеспечение максимальной защиты информации от несанкционированного доступа. В целях пресечения недобросовестного использования информации кредитное бюро уведомляет о поступившем запросе владельца кредитной истории. Если инфор-мация предоставляется по просьбе заемщика, то кредитное бюро устанавливает регламент ее последующего раскрытия и распространения.