logo
Характеристика деятельности коммерческого банка

3. Анализ структурных элементов организационной структуры ЗАО «Банк Русский Стандарт»

В банке существуют три формы трудовых отношений: трудовой договор, заключенный на неопределенный срок; срочный трудовой договор и договор возмездного оказания услуг.

Договор составляется в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон) и считается действительным при наличии подписей обеих сторон и печати работодателя на последней странице договора.

Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде в двух экземплярах, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью договора.

Принятые на работу сотрудники, как правило, проходят трехмесячный испытательный срок, во время которого проверяется соответствие уровня квалификации, работоспособности и дисциплинированности сотрудника требованиям банка, а также его психологическая совместимость со сложившимся коллективом.

Во время испытательного срока руководители структурных подразделений знакомят нового сотрудника с должностными обязанностями, правилами поведения и профессиональной этики.

В случае успешного прохождения испытательного срока сотрудник зачисляется в штат, при неудовлетворительном результате испытания сотрудник освобождается от работы приказом по банку без выходного пособия.

Если в период испытания работник приходит к решению не продлевать трудовых отношений с Банком, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме за три дня до увольнения.

При возникновении вопросов или проблем, связанных с адаптацией в период прохождения испытательного срока, сотрудник должен обратиться в отдел управление персоналом.

Отрицательной стороной данной системы прохождения испытательного срока является сам срок обучения. Многие преуспевающие компании, как правило, стараются сократить испытательный срок с трехмесячного курса до месячного. Если в организации сотрудник проходит длительный испытательный срок, это позволяет судить о качестве самого руководства. Человек имеет предрасположенность, склонность и талант к определенному типу работ. Если сотрудник не смог проявить такие качества течении месяца, то не вероятности, что в течении трех месяцев он их проявит или приобретет.

Кадровая политика ЗАО «Банк Русский Стандарт» направлена на привлечение квалифицированных сотрудников, а также на постоянное поддержание и совершенствование их профессионального уровня.

В банке разработана и успешно развивается система обучения, охватывающая все категории сотрудников. Разработка и реализация программ обучения осуществляется в соответствии с общей стратегией развития банка и направлена на достижение практических результатов.

Сотрудникам Банка предоставляется возможность пройти обучение по следующим направлениям:

- корпоративное, предусматривающее знакомство нового сотрудника с историей и миссией Банка, его структурой, корпоративными актами и правилами;

- специальное, или отраслевое, включающее дисциплины, направленные на получение сотрудниками необходимых знаний в специализированных областях деятельности. По ряду направлений профессиональной деятельности предусматривается сертификация;

- профильное - нацеленное на обучение сотрудников банка, охваченных одним бизнес-процессом или включенных в одну рабочую группу для реализации поставленных банком задач;

- общее, включающее дисциплины, направленные на формирование и развитие деловых и управленческих качеств, необходимых для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей.

Сегодня банк успешно осуществляет внутреннее обучение сотрудников на собственной технической и методической базе, привлекая при необходимости специализированные компании. Обучение проходит в форме лекций, тематических семинаров, тренингов, практического обучения на рабочем месте и др.

Внутреннее обучение проводится по корпоративным, общим и специальным программам силами преподавателей и тренеров, являющихся сотрудниками банка. При необходимости сотрудникам Банка предоставляется учебно-методическая литература для самостоятельного изучения.

В связи с расширением регионального присутствия банка, ведется работа по внедрению методов дистанционного обучения, т. е. получение знаний с использованием компьютерных технологий и сетей, а также обучения с помощью специализированных обучающих видеопрограмм.

Внешнее обучение осуществляется по общим, профильным и специальным дисциплинам с привлечением лучших консалтинговых, тренинговых и образовательных организаций, работающих на российском рынке обучающих услуг, а также высококвалифицированных частных тренеров и преподавателей.

По результатам опроса руководителей подразделений определяется круг задач, стоящих перед подразделением, а также объем и уровень знаний и навыков, которые необходимы сотрудникам для их успешного разрешения. На основе этого анализа составляется перспективный план обучения по каждому из подразделений банка и формируется индивидуальный план развития сотрудников на год.

В банке также предусмотрено дополнительное разовое обучение сотрудников, связанное с оперативным внедрением новых проектов, нормативных документов, изменениями в технологии и техническом обеспечении процессов, а также участие сотрудников в профессиональных конференциях, симпозиумах, практических семинарах и т.п. Обучение сотрудников новым банковским продуктам и технологиям, разработанным в Банке, осуществляется с привлечением внутренних преподавателей и высококвалифицированных специалистов.

Включение сотрудников на любые учебные курсы осуществляется в строгом соответствии с производственной необходимостью и в сроки, согласованные с непосредственным руководителем. Все приглашения на обучение в сторонних организациях и учебных заведениях представляются в отдел управление персонала.

Оценке деятельности подвергается не только руководитель, но каждый сотрудник. В ЗАО «Банк Русский Стандарт» разработан порядок аттестации сотрудников. Аттестация позволяет руководителям отслеживать соответствие профессиональных компетенций специалистов выполнению поставленных перед ними задач, а сотрудникам -- планировать свою карьеру и служебный рост внутри банка.

Плановая аттестация сотрудников Банка проводится непосредственными руководителями или комиссией один раз в год с учетом показателей эффективности деятельности, уровня знаний и навыков, необходимых для работы, а также личностных качеств сотрудника. Однако, в случае необходимости по решению Председателя Правления может быть проведена внеочередная аттестация. Аттестация проводится по следующей схеме.

- Руководители департаментов и других самостоятельных подразделений проводят оценку подчиненных. В случае необходимости назначается аттестационная комиссия, в состав которой могут входить представители различных подразделений.

- Председатель Правления банка проводит оценку руководителей самостоятельных подразделений и утверждает аттестацию начальников отделов, входящих в состав департаментов, и членов Правления.

- По окончании аттестации руководитель в обязательном порядке в форме собеседования знакомит сотрудников с ее результатами и сдает аттестационные листы в Управление персонала в сроки, определяемые приказом по банку.

- По результатам аттестации принимаются решения об изменении заработной платы, продвижении сотрудника в структуре банка, необходимых формах повышения квалификации или о прекращении трудовых отношений.

Аттестация персонала является главным средством оценки, не только самой деятельности сотрудника, но и его качеств, позволяющих выполнять ту или иную трудовую деятельность. ЗАО «Банк Русский Стандарт» имеет достаточно эффективную систему аттестации персонала, которая позволяет выявить не только степень знания непосредственных документов, но и степень овладения программными средствами, используемыми при работе.

Для определенных категорий сотрудников, рекомендованных на работу в ЗАО «Банк Русский Стандарт», предусмотрен обязательный курс начального обучения (базовый курс), который направлен на формирование знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей с учетом специфики деятельности Банка, а также на развитие профессиональной мотивации и оптимизации адаптационного процесса.

Сотрудники Банка имеют возможность постоянно повышать свою квалификацию. Система повышения квалификации, разработанная в банке, включает широкий комплекс различных мероприятий, направленных на совершенствование знаний и навыков в области профессиональной деятельности и построения карьеры. Успех ЗАО «Банк Русский Стандарт» неотделим от профессионального успеха команды его специалистов. Для расширения возможностей профессионального и должностного роста наиболее опытных и компетентных сотрудников и создания подготовленного кадрового резерва в банке была разработана система должностного продвижения. В соответствии с этой системой, в которой предусмотрены широкие перспективы должностного роста и повышения статуса, каждый сотрудник имеет возможность самостоятельно планировать собственную карьеру в банке. При открытии новых должностей или появлении вакансий право претендовать на них имеет любой сотрудник банка. Для этого он должен обратиться к своему непосредственному руководителю или в отдел управление персоналом.

Система материального стимулирования позволяет сформировать определенные ценности поведения, характеризующие организационную культуру, к которым относятся: стандарты поведения; взаимоотношения внутри коллектива; взаимоотношения с клиентами. Ясность и единство норм поведения и стандартов работы во всех подразделениях банка способствуют формированию общей корпоративной культуры. Именно с этой целью разработаны стандарты поведения сотрудников, стандарты повседневной работы и правила внутреннего распорядка.

Банк ориентируется в своей работе на внимательное отношение к клиентам, их потребностям и интересам. Знание потребностей клиента -- непременное условие успешного поиска решения его проблем. Банк заслуженно пользуется прочным доверием клиентов. Это доверие налагает на весь персонал банка высокую ответственность за поддержание и укрепление нашей репутации. Банк рассматривает доверие клиентов как наиболее ценный актив, поэтому любой ущерб, нанесенный этому доверию неправильными действиями или поведением сотрудника банка, может быть расценен как причинение вреда банку. Во взаимоотношениях с клиентами каждый сотрудник должен строго придерживаться следующих принципов:

- встречать и провожать клиента с улыбкой, быть приветливым, вежливым и корректным в общении;

- проявлять готовность оперативно откликнуться на просьбы клиента и выражать заинтересованность в решении его проблем;

- четко и с готовностью отвечать на все вопросы клиента;

- быть честным и обязательным, пообещав что-то, - непременно сдержать слово;

- обеспечивать четкость при постановке задач перед клиентом, не допускать затягивания решения вопросов;

- демонстрировать искреннее сожаление в случае отказа или невозможности помочь;

- избегать неловких ситуаций и всегда помогать клиенту "сохранить лицо" в случае, если такие ситуации все же произошли.

Необходимо вежливо и корректно отклонять предложения клиента о действиях, которые могут привести к нарушению деловой дистанции общения (совместные обеды, ужины, развлечения, подарки, пользование услугами клиента или его компании и др.). Сотрудникам банка запрещается принимать подарки в любой форме или денежные средства непосредственно от клиентов или третьих лиц, связанных с клиентами. Исключения могут составлять цветы и сувениры к знаменательным датам и недорогая рекламная продукция (календари, ручки и т.п.). О систематических попытках вручения подарков, случаях оказания иных знаков внимания или давления сотрудник должен проинформировать начальника подразделения или руководство служб безопасности.