logo
Факторинговые операции коммерческих банков

1.2 История развития факторинга

Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также своё ноу -хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему факторинга.

В начале 60- х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60- х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации : IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг.

Необходимость унификации регулирования факторинговой деятельности в связи с частично международным характером её использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г.

Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.

В частности, новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации содержит главу, посвященную отношениям факторинга, которые именуются как "финансирование под уступку денежного требования ". Факторинг в России Объём рынка факторинга по данным "Factors Chain International" (в млрд. US$ за 2006 г.) [1]

В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из -за полного отсутствия на тот момент какой -либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели опрделенный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал "Тверьуниверсалбанк ", позже "Мост -банк ". Однако, эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения.

Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ "НИКойл " (с лета 2005 года ФК "УРАЛСИБ ") было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес - направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа (факторинг с регрессом) и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов.

Развитие услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для Российского рынка факторинговых услуг уникальный проект "Кредитный контроль факторинговых операций ", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля ", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми Факторами России.

В 2001 году НФК стала первой компанией на российском рынке, которая представила продукт "Импортный факторинг " (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям).

В 2003 году факторинг был выделен из общей продуктовой линейки АБ ИБГ "НИКойл ", а бизнес -направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая компания.

В 2005 году была начата эксплуатация системы "Электронный факторинг ", позволяющая перевести документооборот между факторинговой компанией и клиентом в электронную форму.

В 2006 году компания презентовала на рынке новые продукты - безрегрессный факторинг и факторинг -гарант (страхование риска неплатежа).

В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела аудит системы риск -менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых операций ").

Немаловажным событием в 2008 году для российского рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.

2009 год оказался непростым как для пионера рынка (сказался и уход из НФК в 2007 году А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга в целом.

Подобные сбои связаны с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим влияние на деятельность экономических субъектов на протяжении всего 2009 года.

Влияние кризиса на рынок факторинга можно почувствовать вдумавшись в следующие факты. Объём рынка факторинга в России удваивался несколько лет.

Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл. - не сбылись. В 2008 году темпы роста резко снизились. Серьезным ударом для российского рынка факторинга стало банкротство в конце 2008 года крупнейшей факторинговой компании России -- Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4