logo

Факторинговые операции коммерческих банков.

Факторинг — это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный в первую очередь для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специальные (как и лизинговые) факторинговые фирмы, как правило, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними компаниями. В настоящее время факторинговые операции переживают свое второе рождение в связи с возникающими в экономике проблемами неплатежей между предприятиями. Основной принцип данных операций состоит в том, что факторинговая фирма покупает у своих клиентов их требования к своин-клиен-там и в течение двух-трех дней оплачивает 70—90% требований в виде аванса, остающиеся 10—30% клиент получает после оплаты его требований плательщиком. При этом комиссия и процент по предоставленному финансированию удерживаются при поступлении денежных средств в оплату уступленного требования. Понятие «факторинг» (factoring) происходит от английского слова factor — комиссионер, агент, посредник (далее — фактор) и означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Факторинг1-* комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента. ' Экономическая эффективность факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, оборачиваемость его капитала и тем самым рентабельность его деятельности. В большинстве случаев поставщик очень заинтересован в сокращении кассовых разрывов, вызванных поставками на условиях открытого счета. Факторинговое обслуживание — кратчайший путь к решению этой проблемы, ибо фактор имеет возможность выплачивать авансовый платеж в размере до 85% суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Оставшиеся 15% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось (рис .5.29). Первая составляющая комиссионного вознаграждения взимается в е процента (1,0—3,5%) от оборота поставщика, который зависит от го, насколько широкий спектр услуг предоставляет фактор. Вторая е отражает стоимость кредитных ресурсов, используемых для авансивания. Обычно комиссия факторинговой компании за предоставление денежных ресурсов клиенту — это процентная ставка за каждый . с момента выплаты досрочного платежа до дня поступления соот-ствующих денежных средств на счет фактора, причем данная ставка ше ставки по коммерческим кредитам. Наличие регресса (обратно-. требования к поставщику) несколько снижает стоимость факторингового обслуживания, так как фактор получает некоторую дополнительно страховку от риска неоплаты денежного требования. Факторинг — незаменимый финансовый инструмент для мелких и едних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирова-1, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и }вития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету одаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них. Использова-яе факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить 'вой расходы на содержание, особых финансовых подразделений и по-1сить эффективность финансового обслуживания за счет передачи их ункций специализированным структурам. Коммерческие банки, занимающиеся факторингом, предлагают своим клиентам достаточно широкий набор финансовых услуг (в обмен на передачу банкам денежых требований клиентов).