Введение
За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.
В результате сегодня некоторые банки, несмотря на существующие проблемы, все же развивают новый вид кредитования - факторинговое обслуживание, которое представляет собой переуступку неоплаченных долговых требований (счетов фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, факторинговому отделу банка чаще всего на условиях немедленной оплаты до 90% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов, при этом факторинговый отдел банка также берет на себя бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, юридическое и другое обслуживание поставщика.
Предприятия - производители товаров сразу же оценили достоинства факторинга. Преимущества заключения договора факторинга для поставщика очевидны. Такой вид кредитования позволяет им мгновенно решать проблемы ликвидности, увеличения скорости оборота средств и проблемы управления дебиторской задолженностью.
Факторинговое кредитование выгодно и покупателю продукции (или дебитору), который может получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев); избежать риска получения некачественного товара ; увеличить объем закупок ; ускорить оборачиваемость собственных средств.
Впрочем, факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение (проценты по кредиту и плату за обслуживание).
Наконец, необходимо отметить, что факторинг имеет большое значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности как для предприятий, импортирующих товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров.
Наряду с минимизацией валютных рисков факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом. При получении международного статуса "фактора " российский банк становится для иностранных фактор -фирм гарантом безопасности и надежности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Россию товара. Для таких импортеров факторинг - способ избежать дорогостоящего кредитования и повысить эффективность использования собственных средств.
Кроме того, велика роль и экспортного факторинга для нашей страны. Опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного факторинга по сравнению с другими формами расчетов в международной торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров.
Сейчас на долю факторинговых операций приходится лишь около 1% всего кредитного рынка. Активно занимаются этим видом кредитной деятельности всего несколько банков. По каким же причинам столь перспективная банковская услуга в России пока что не нашла столь широкого применения, как на Западе ?
Во -первых, тормозящим моментом является несовершенство правовой базы, почти полное отсутствие отработанной методики совершения факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.
Во-вторых, существует ряд проблем, связанных с макроэкономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Немногие из коммерческих банков проводят факторинговые операции, хотя и имеют эти операции в спектре своих услуг.
В-третьих, для повышения качества банковских услуг банкам необходимо решить внутренние проблемы, связанные с организацией их деятельности (процедуры и функции, организация информационных потоков, повышение качества учета и отчетности), с управлением (обеспечение ликвидности, анализ комиссий) и с подготовкой квалифицированных кадров. Как уже было отмечено, факторинг не нашел пока широкого распространения в России, но в целом он, на мой взгляд, имеет большое будущее.