logo
Система планирования и организации услуг по страхованию в страховой компании

1.3 Планирование предоставления услуг предприятием в сфере страхования

Планирование является одной из функций менеджмента. Планирование - это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.

В узком смысле - это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности. По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.

Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором пред объектом управления будет поставлена та или иная задача. Это постановление - управленческое решение. Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, и от ее качества зависит успех организации.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

"где мы находимся в данное время?" - менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего реально может добиться организация;

"куда мы хотим двигаться?" - менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей;

"как мы собираемся сделать это?" - менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования, в основном, универсальны. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджмент в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, то есть процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов:

а) полнота планирования - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;

б) точность планирования - при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;

в) ясность планирования - цель и меры планирования должны иметь простые и легкие формулировки, доступнее всем членам организации;

г) непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;

д) экономичность планирования - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем. [11]

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий.

Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

выработку общих целей субъекта хозяйствования;

детализацию и конкретизацию целей для определенного этапа развития;

определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

контроль за достижением целей.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы организации планирования:

"сверху вниз" - основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения;

"снизу вверх" - основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей;

"цели вниз - планы вверх" - соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации. [20]

Планирование в страховании - это попытка предвидения формирования страховых резервов как косвенного показателя эффективности экономики в стране, источника страховых платежей. В связи с этим планирование поступления страховых платежей следует рассматривать не только как план производства страховых услуг, но и как план состояния и движения страховых резервов, их величины и ассортимента.

В условиях рыночных отношений централизованное планирование не является главным инструментом регулирования хозяйственной деятельности страховой организации, поскольку экономическое равновесие достигается за счет функционирования рыночных структур. Тем не менее, страховое дело, как и любой хозяйствующий субъект, требует целенаправленного управления и планирования.

Процесс планирования страховой деятельности включает в себя следующие элементы:

а) выбор цели и задач;

б) последовательность действий для реализации плана;

в) оценку затрат на осуществление плана;

г) контроль за ходом выполнения плана. [12]

В настоящее время применяются следующие методы планирования: балансовый, нормативный, программно-целевой, экономико-математическое моделирование.

Балансовый метод планирования представляет собой плановый баланс доходов и расходов, который отражает состояние страховой организации, результат страховых операций, инвестиционной деятельности, статьи доходов и расходов, а также источники их финансирования.

В доходной части отражаются поступления страховых платежей из запасных и резервных фондов, амортизационных отчислений, от инвестирования средств и др.

В расходной части - страховые выплаты, отчисления в запасные и резервные фонды, на предупредительные мероприятия, на ведение дел, в том числе на комиссионное вознаграждение посредникам и страховым агентам, выплаты по рискам, переданным в перестрахование. Показатели баланса позволяют определить не только налогооблагаемую прибыль от страховых операций, инвестиционной и иной деятельности, но и сумму налога на прибыль, и ее дальнейшее распределение.

Поступление средств из страховых резервов не планируется, поскольку оно определяется фактической убыточностью, которая будет известна лишь в конце отчетного периода (обычно в конце года). При этом поступление средств из страховых резервов можно считать условно доходом, так как по своей экономической сущности это всего лишь перераспределение средств страховщика. [16]

Для эффективной организации страхового бизнеса, несомненно, важным направлением является внедрение новых страховых услуг (продуктов), выверенных и отлаженных до мелочей, тщательно адаптированных к финансовой и политической ситуации в стране, например, таких как ипотека, микрострахование и др. Другое, не менее важное, направление развития страхового рынка - развитие по регионам.

В целом, основными целями развития страхового дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства. Основными задачами по развитию страхового дела являются формирование законодательной базы рынка страховых услуг, развитие обязательного и добровольного видов страхования, создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни, а также поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком. [35]