Система планирования и организации услуг по страхованию в страховой компании

дипломная работа

1.1 Понятие и классификация услуг

Международная статистика выделяет в национальном хозяйстве три крупных сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство, добывающие отрасли); вторичный (перерабатывающие отрасли) и третичный - сфера услуг или сервисный сектор.

Карл Маркс определяет услугу как "потребительную стоимость, воплощенную и в товаре, и в виде "чистых" услуг, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя". Маркс отмечает, что потребитель покупает услуги для потребления, то есть как потребительные стоимости, предметы, тогда как для производителя этих услуг они товары, которые имеют и потребительную, и меновую стоимости.

По определению Филиппа Котлера, услуга - это "любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо".

Экономист А.П. Челенков дал следующее определение: "Услуга - это согласованный процесс взаимодействия двух или более субъектов рынка, когда одни субъекты воздействуют на других в целях создания, расширения или воспроизводства возможностей последних в получении фундаментальной пользы (благ)".

В. Семенов, О. Васильева: "Услуга - это специфический товар, представляющий собой последовательность процессов взаимодействия системы производителя и системы потребителя в удовлетворении фундаментальной пользы, существующей и имеющей потребительскую стоимость только при неразрывной связи этих систем".

Профессор маркетинга и декан факультета маркетинга Шведской школы экономики и делового администрирования Кристофер Гренроос (С. Gronroos) дал следующее определение: "Услуга - процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг".

Американская маркетинговая ассоциация (АМА) определяет услугу как деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей. [26]

Таким образом, услуга - вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути не является осязаемой и не результируется в собственность клиента. Производство услуги может быть, а может и не быть связано с физическим продуктом. Услуги могут производиться людьми и оборудованием; оказываться в присутствии клиентов и в их отсутствие; быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций; носить коммерческий и некоммерческий характер; оказываться частными и государственными организациями. Примерами услуг являются банковские, страховые и туристические продукты; результаты деятельности бытовых, автосервисных организаций, техническое обслуживание и ремонт, и многое другое.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия поставщика (исполнителя) и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Рассмотрим основные свойства услуги:

адресность - причем даже материальная услуга отличается от товара тем, что является адресной, например, индивидуальный пошив одежды;

неосязаемость услуги, поскольку только покупка услуги позволяет увидеть ее результат, т.е. конкретную реализацию;

непостоянство качества услуг в зависимости от поставщиков, места и времени ее оказания;

моментная определенность, означающая, что услуга является значимой только в определенный момент (период) времени;

неспособность услуг накапливаться;

невозможность хранения услуги покупателем и/или продавцом. В этом состоит принципиальная особенность нематериальной услуги. Это относится к предоставлению услуг по питанию и проживанию туристов в стране временного пребывания. Зрелищная услуга также потребляется в момент покупки и не подлежит хранению обеими сторонами. Услуги парикмахерской в какой-то степени могут храниться покупателем, но не продавцом;

предоставление услуги неотделимо от ее производства;

товародвижение услуги всегда имеет прямой канал - без посредников;

услуги не транспортируются.

Сфера услуг является обширной областью профессиональной деятельности, предназначенной для удовлетворения разнообразных потребностей юридических и физических лиц, относящихся к разным группам потребителей: производственных, управленческих и индивидуальных.

Социально-экономическое значение услуг определяется:

сферой их применения в тех областях, где удовлетворение потребностей происходит лишь при непосредственном контакте исполнителя и потребителя;

возможностью индивидуализации работы с потребителями для удовлетворения конкретных потребностей;

необходимостью оказания услуг на многих этапах жизненного технологического цикла товара, не связанных с промышленным производством (например, финансовых, маркетинговых, юридических, транспортных, складских, торговых, сервисных, охранных и т.п.);

возникновением социальных, психологических, интеллектуальных и духовных потребностей, которые могут быть удовлетворены лишь при взаимодействии исполнителя и потребителя;

удовлетворением потребностей в нематериальных результатах деятельности (например, в оздоровительных, развлекательных, информационных, образовательных и тому подобных услугах). [13]

Указанными аспектами объясняется бурный рост сферы услуг во всем мире, особенно в высокоразвитых странах. Так, в США на сферу услуг приходится 80% ВВП США (2002 год), в странах Евросоюза сфера услуг составляет 69,4% ВВП (2004 год), в Австралии - 69% ВВП (2003 год), в Японии - 67,7% ВВП (2001 год), в Канаде - 70% ВВП (2004 год), в России - 58% ВВП (2007 год). [33].

Развитие товарно-денежных отношений привело к возникновению рынка не только товаров, но и услуг. Однако долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы в такой мере, как это произошло после бурного роста промышленности. Более того, многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними - для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.

К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли. Широкое распространение имели религиозные услуги церкви. В давние времена имели место и такие необычные и не столь востребованные для современности услуги, как услуги астрологов, магов, колдунов, палачей и глашатаев.

На смену старым приходят новые виды или разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являются относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из результатов достижений научно-технического прогресса, иногда даже дополнительным. Так, разработка, производство и эксплуатация компьютеров вызвали необходимость в информационных услугах, производство телевизоров - в телекоммуникационных услугах.

Новые дополнительные виды услуг появляются как необходимое подкрепление основных услуг. Так, современные транспортные услуги морского торгового флота вызывают необходимость портовых услуг (погрузочно-разгрузочных, диспетчерских и т.п.), а также услуг по ремонту и обслуживанию судов. В XX в. наблюдалось значительное увеличение перечня (ассортимента) предоставляемых услуг, а также рост их объемов и стоимости.

За последние 20-30 лет интенсивно наращивает темпы развития мировая торговля услугами. Это объясняется тем, что крупные международные корпорации - исполнители услуг начали расширение сферы своего присутствия на национальных рынках других стран, на которых существуют определенные неудовлетворенные потребности. Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий - исполнителей услуг в других странах, что объясняется несохраняемостью услуг.

В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно развитые страны (Франция, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Швеция, США, Италия, Япония), предоставляющие преимущественно финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран приходится 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в основном транспортные, туристические и финансовые (оффшорные) услуги.

Услуги - своеобразный товар (в широком понимании этого термина), назначением которого является удовлетворение конкретных общественных и индивидуальных потребностей. Способность услуг удовлетворять потребности определяет их общность с материальными товарами (то есть с товарами в узком понимании термина).

Кроме того, услуги и материальные товары могут иметь одинаковые не только основополагающие характеристики: ассортимент, качество, стоимость, но и подкрепление: экономическое, организационное, информационное. В то же время услуги сами выступают в качестве подкрепления материальных товаров. Однако наряду с общими признаками услуги имеют некоторые характерные признаки, присущие только им (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Характерные признаки услуг и их взаимосвязь

Раскроем указанные в рисунке характерные признаки услуг.

а) Отсутствие количественных характеристик услуг как результата непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя заказчика. Количественные характеристики присущи только материальным результатам услуги. Нематериальные результаты услуги не имеют количественных характеристик и измеряются опосредованно.

б) Несохраняемость услуги обусловлена динамическим характером деятельности по оказанию услуги. Как не может сохраняться деятельность, так не может сохраняться и услуга. Однако, материальный результат услуги может сохраняться как любая материальная вещь.

в) Опосредованное измерение качества услуги заключается в том, что для его оценки применяются косвенные методы определения материального или нематериального результата услуги или деятельности по ее оказанию. Нетрудно, например, оценить качество материального результата услуги, однако оценить качество нематериальных услуг гораздо сложнее.

г) Неотделимость услуги от исполнителя и потребителя обусловлена самой ее сущностью как результат взаимодействия указанных субъектов.

д) Нестабильность качества услуги предопределяется различными запросами индивидуальных потребителей, а для многих видов услуг - и особенностями деятельности исполнителей.

е) Взаимозаменяемость услуг товарами - способность товара заменять услуги, удовлетворяющие одинаковые или аналогичные потребности. Однако эта особенность услуг может проявляться и в противоположном направлении: слуги могут заменять товары.

Всю совокупность услуг можно подразделить на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности по достаточно большому количеству независимых и взаимосвязанных классификационных признаков (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Классификация услуг

По назначению услуги делятся на общие и специальные.

К общим относятся услуги для всех групп потребителей, к специфичным - услуги населению (индивидуальным потребителям), услуги производственным и управленческим потребителям, а также потребителям других сфер обслуживания.

Услуги населению - услуги, оказываемые организациями различных организационно-правовых форм собственности, а также гражданами-предпринимателями индивидуальным потребителям.

Эти услуги являются объектами классификации Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). Классификация услуг населению включает следующие группы:

бытовые услуги;

транспортные услуги;

услуги связи;

жилищно-коммунальные услуги;

услуги учреждений культуры;

туристские слуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;

услуги физической культуры и спорта;

медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

услуги правового характера;

услуги банков;

услуги торговли и общественно питания, услуги рынков;

прочие услуги населению. [4]

Услуги производственным потребителям - услуги, оказываемые организациями-исполнителями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными гражданами-предпринимателями потребителям - промышленным и сельскохозяйственным предприятиям и организациям на возмездной основе.

Услуги управленческим потребителям - услуги, оказываемые исполнителями различных организационно-правовых форм государственным и негосударственным учреждениям, а также структурным подразделениям промышленных и сельскохозяйственных организаций, осуществляющих административно-управленческую деятельность на возмездной основе.

Услуги потребителям других сфер обслуживания - услуги, необходимые для внутренней деятельности исполнителей иных услуг. Принципиальной разницы между этими услугами нет. Различия могут касаться лишь перечня основных и дополнительных услуг, потребность в которых испытывают названные группы потребителей.

Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя [3]. Такая услуга имеет материальный результат деятельности исполнителя (услуги питания, по пошиву одежды, обуви, головных уборов и т.п.). Однако достаточно часто услуги является совокупностью основных и дополнительных услуг, одна часть которых имеет материальный результат, а другая - нематериальный. Например, услуги общественного питания включают услуги питания, услуги по изготовлению и реализации кулинарных изделий, которые относятся к материальным, а также услуги по организации потребления и обслуживания, по организации досуга, информационно-консультативные, результат которых имеет нематериальный характер.

Социально-культурные (нематериальные) услуги - услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя [3]. Отличаются нематериальным результатом деятельности исполнителя. Исключение составляют медицинские услуги, которые удовлетворяют и физиологические потребности, в частности потребности в безопасности и охране здоровья потребителей.

Таким образом, группы однородных услуг невозможно разделить на материальные и нематериальные, а потому целесообразно осуществить на низших ступенях классификации: подгруппах и видах.

По характеру оплаты различают платные и бесплатные услуги. Такое деление достаточно условно, так как по существу бесплатных услуг не бывает. Бесплатность услуги для потребителя - видимая. На самом деле ее оплачивает либо государство (например, бесплатные медицинские, образовательные услуги), либо организация (например, оплата обучения сотрудников, оказание им медицинской помощи), или оплата услуг закладывается в издержки и цену товара (услуги по доставке мебели, упаковыванию товара и др.). Платные услуги - услуги, оплачиваемые непосредственно потребителем.

Так, индивидуальные потребители чаще всего оплачивают транспортные, жилищно-коммунальные, бытовые и прочие услуги, производственные и управленческие потребители - арендные, страховые, юридические, маркетинговые, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и другие услуги. Бесплатные услуги - услуги, которые оплачиваются потребителем опосредованно. Опосредованная оплата осуществляется через налоги, иногда оплату услуг производит государство за счет бюджетных средств. Оплату услуг организацией можно рассматривать как целенаправленную доплату персоналу к основной оплате труда (зарплате). Оплата услуг путем включения ее в издержки производства или обращения производится потребителем опосредованно через цену на основной товар или услугу.

По степени значимости для потребителя услуги подразделяются на основные и дополнительные.

Основные услуги - услуги, удовлетворяющие основные потребности, а дополнительные - вторичные потребности. Например, в услуге торговли основной является услуга по реализации товаров, а упаковка купленных в магазине товаров, прием заказов на товары, консультации специалистов и прочие услуги относятся к дополнительным.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей и видов деятельности исполнителя услуги делятся на группы и подгруппы однородной продукции, регламентируемые Общероссийскими классификаторами услуг. Группы однородных услуг для разных потребителей указаны ранее. Конкретные операции и/или объекты определяют вид услуги. Например, услуга общественного питания в зависимости от операций производственной и обслуживающей деятельности подразделяется на виды: услуга питания, услуга по изготовлению и реализации кулинарной и кондитерской продукции и т.п.

В зависимости от степени значимости услуги могут быть основными и дополнительными. Основные услуги - услуги, определяющие профиль и специализацию предприятия-исполнителя. Например, для транспортных услуг основной является услуга по перемещению грузов и/или пассажиров, для образовательных - обучение граждан, повышение их образовательного уровня и/или профессионального мастерства.

Дополнительные услуги - услуги, предназначенные для повышения качества и конкурентоспособности основной услуги. В качестве примера дополнительных услуг в сфере образования может служить изучение иностранных языков, приобретение навыков работы на компьютере и т.п.

Таким образом, проанализировав различные определения понятия "Услуга" и рассмотрев классификацию видов услуг, нам необходимо определить понятие и особенности предоставления страховых услуг населению.

Делись добром ;)