logo
Повышение привлекательности банка для корпоративных клиентов на примере ЗАО МТБ

1.2 Классификация банковских услуг для корпоративных клиентов в коммерческих банках РФ

Предоставление банковских услуг - это основная деятельность любого банка. Для того, чтобы получить прибыль, банковское учреждение должно создать свою услугу, необходимую клиенту, определить ее цену, выйти с ней на рынок и реализовать ее. Иными словами, банковская услуга - это услуга, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке. Товар банка специфичен - это банковские услуги, которые представляют собой операции с деньгами и ценными бумагами, а также посреднические операции и консультационные услуги финансового характера.

Классификация услуг банка может проводиться по различным признакам.

При этом Лобачева Т.А., Сюляргина А.Ю. предоставляемые банком услуги предлагают разделить на четыре типа [18,С.72]:

1) стратегические - позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни;

2) текущие - позволяют клиенту банка оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане;

3) оперативные - позволяют клиенту банка подготовиться и быстро решить незапланированные проблемы;

4) специальные - позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных ситуациях.

Дихтяр В.И., давая классификацию услуг для предприятий, делит их на банковские и небанковские [19,С.104]. К банковским он относит традиционные - депозитные, кредитные, расчетные операции, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, покупка/продажа иностранной валюты, выдача банковских гарантий, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. В число небанковских услуг автор включает размещение, подписку, покупку, продажу, учет и хранение ценных бумаг, выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг; предоставление в аренду специальных помещений или сейфов.

Тавасиев А.М. полагает, что имеющаяся у банков прерогатива по образованию платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота реализуются в выполнении следующих операций: прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц; выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег); инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранных валют [20,С.218]. По его мнению, именно эти операции определяют природу банков. Вместе с тем, ученый к числу операций добавляет еще расчетно-кассовое обслуживание, которое не влияет на объем денежной массы, однако раскрывает природу банков. К ним он относит: открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с банковских счетов; привлечение во вклады и размещение от своего имени драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий.

Другие ученые условно подразделяют операции на пассивные (по привлечению денежных средств); активные (по размещению); комиссионно-посреднические; доверительные (трастовые) операции [21,С.116].

Существует и другая классификация, основанная на признаках, характеризующих особенности предоставления услуг, - направленность на удовлетворение потребностей клиента (прямые, косвенные, услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек), сегментация услуг по группам клиентов в зависимости от сложности [19,С.101].

Вместе с тем для составления классификации банковских операций правомерно в первую очередь руководствоваться статьями 5 и 6 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» [22], где дается перечень банковских операций. Законом определены и сделки, которые вправе осуществлять банки. Это выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг, а также другие сделки при наличии лицензии Банка России.

В зависимости от платы за предоставление банковских услуг они подразделяются на платные и бесплатные. Однако это не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Определить, за какую разновидность (например, расчетных операций) необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать, входит в компетенцию банка.

По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно. По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые.

В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида: связанные с его движением и чистые услуги.

Несмотря на многообразие классификаций, они предназначены для проведения анализа деятельности коммерческих банков, группировки операций, составления продуктового ряда, оценки показателей, как в целом, так и по группе операций, услуг, а также отдельным из них. Вместе с тем, для целей обеспечения конкурентоспособности услуг и их продажи клиентам эти классификации не могут быть использованы. Поэтому возникает необходимость в разработке классификации, в основе которой лежат критерии качества и полезности (актуальности) услуги для бизнеса клиента. Для ее составления требуется знать, какие операции соответствуют тому или иному виду услуг (таблица 1.1., Приложение 1).

Таким образом, под банковской услугой мы понимаем совокупность операций банка, удовлетворяющих потребности клиента. А под банковской операцией - упорядоченную и логически завершенную совокупность действий сотрудников банка по оказанию услуг клиентам и удовлетворения собственных нужд банка. Банковские услуги классифицируются в зависимости от специфики банков, субъектов получения услуг, способа формирования и размещения ресурсов, оплаты за предоставление услуг, связи с движением материального продукта и определяются теми критериями результативности, которые заложены в их основе.