logo
Повышение привлекательности банка для корпоративных клиентов на примере ЗАО МТБ

Введение

Актуальность темы исследования. Политические и экономические перемены, произошедшие в России на рубеже веков, потребовали внесения изменений в управление процессом банковского обслуживания корпоративных клиентов. Действительно, в ряде ведущих российских компаний, в результате произошедшей смены собственников и менеджеров, к руководству пришли энергичные, инициативные и решительные профессионалы, в интеллектуальном багаже которых глубокие специализированные знания, полученные в ведущих отечественных и западных бизнес-школах.

В российской банковской системе существует множество проблемных точек, среди которых особо выделяются высокие кредитные риски, несовершенство законодательства в части защиты прав кредиторов, чрезмерные надзорные требования, ограниченное число источников наращивания ресурсной базы, относительно низкая степень доверия населения к банкам, низкая капитализация, слабая инвестиционная привлекательность, слабость развития механизмов корпоративного управления.

Тем не менее, этот комплекс проблем носит скорее общесистемный характер и в определенной степени типичен для значительного числа отраслей российской экономики, начиная от легкой промышленности, снижающие объемы производства, заканчивая стабильно растущей нефтяной. Таким образом, большинство проблем банковской системы характерно для компаний других отраслей и является следствием незавершенности процесса перехода России к рыночной экономики.

Важным вызовом является возрастающая индивидуализация потребления банковских продуктов и услуг, повышения роли качества. Следствием возросшего уровня требований клиентов к услугам и продуктам в части соответствия собственным индивидуальным потребностям стало существенное расширение спектра предполагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг, а также усиление процессов дезинтермедиации, приводящих к перераспределению денежных потоков в пользу небанковского сектора. Так, например, возможности населения по инвестированию денежных средств значительно расширились и включают в себя, помимо традиционных банковских вкладов, вложения в акции, паевые инвестиционные фонды, пенсионные и страховые схемы накопления.

В сложившихся условиях, характеризующихся повышением конкуренции со стороны не банковских организаций, банкам для сохранения позиций на рынке следует создать альянсы со страховыми, пенсионными и инвестиционными структурами для разработки новых комбинированных продуктов, более эффективного совместного продвижения своих традиционных продуктов, а также оказания партнерам комиссионных услуг. При разработке собственных продуктов российским банкам необходимо более глубоко ориентироваться на запросы потребителей, увеличивать линейку предлагаемых продуктов и услуг, в том числе за счет формирования новых рынков, усиливать сотрудничество с крупными сетевыми компаниями.

Таким образом, расширение продуктового ряда, увеличение проводимых комиссионных операций, формирование новых рынков будет являться адекватным ответом банков на стоящие перед ними вызовы в части усиления процессов индивидуализации потребления. Одновременно с этим на фоне снижения процентной маржи и необходимости развития филиальной сети вышеуказанные меры позволяют банкам увеличить загрузку своей сети.

Еще один вызов банковской системе - технологический. Без современных технологий и коммуникаций невозможно качественно организовать и удешевить процесс массового обслуживания клиентов, а также управлять филиально-сбытовой сетью. Операции на массовых рынках станут приносить банкам доход только при условии значительного удешевления их стоимости, которого в свою очередь, не добиться без современных технологий. Безусловно, это не полный перечень стоящих перед банковской системой задач. Тем не менее, они являются для российских банков наиболее актуальными и важными, а адекватные ответы позволят банковской системе стать более конкурентоспособной и повысить свою инвестиционную привлекательность.

Таким образом, в настоящее время становится как никогда актуальной разработка конкретных практических рекомендаций для российских банков по переходу к более эффективной схеме обслуживания корпоративных клиентов.

Еще несколько лет назад, в России преобладала обычная практика, когда каждому корпоративному клиенту, банк предлагал сначала заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание, и только потом, спустя некоторое время, начинал формирование портфеля, состоящего, как правило, из стандартных банковских услуг, лишь изредка включающего сложные услуги и еще реже учитывающего собственные пожелания клиента.

В настоящее время, в состоянии «как есть», многие банки по-прежнему предлагают клиентам только услуги «имеющиеся в наличии», по жестким, фиксированным ценам и только в случае конкретного обращения клиента. Также как и прежде менеджеры банков не стремятся по собственной инициативе установить контакты с руководством клиентов с целью предложения полного или специального перечня услуг с гибкими ценами и с использованием современных способов предоставления и стимулирования их потребления. Они не готовы разъяснить руководству компаний-клиентов преимущества комплексного обслуживания и проинформировать их о достоинствах новых и усовершенствованных услуг.

По результатам анализа отечественной экономической литературы, среди основных проблем развития обслуживания корпоративных клиентов в России выделяются: существование конкуренции с западными банками за привлечение клиентуры; развитие базы надежных клиентов; формирование качественного и диверсифицированного портфеля услуг; недостаточное качество предоставляемых услуг; отставание в области банковских технологий; отсутствие рынка инвестиционных банковских услуг и финансовых инструментов.

Согласно проведенному анализу экономической литературы среди преимуществ российских банков при обслуживании корпоративных клиентов можно выделить: качество платежных услуг с использованием системы «банк-клиент», знание особенностей деятельности российских компаний, умение работать в сложных условиях перехода к рыночной экономике и кризисных потрясений, потребность в получении прибыли за счет кредитования реального сектора российской экономики.

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что банковские продукты и услуги являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития национальной экономики. Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам. В последние десять - двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень.

Основными критериями эффективности банковского обслуживания корпоративных клиентов можно считать: устойчивый рост доходов банка, рост объема услуг (как показателя квалифицированности персонала банка), качественное и количественное изменение состава корпоративных клиентов, конкретное видение направлений маркетинговых исследований банка, четкость ориентиров стратегии развития сети филиалов и банков-корреспондентов, наглядность увеличения динамики роста платежных потоков по счетам.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование рынка банковских продуктов и услуг в РФ.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы формирования отечественного рынка банковских услуг для корпоративного клиента и обоснование его роли в развитии реального сектора экономики и банковской системы определили цели и задачи исследования.

Целью дипломной работы является изучение проблем и особенностей повышения привлекательности банка для корпоративных клиентов.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- раскрыть понятие рынка банковских услуг для корпоративных клиентов и определить его место в системе банковского рынка;

- классифицировать банковские услуги для корпоративных клиентов;

- определить субъектов рынка банковских услуг для корпоративных клиентов в коммерческих банках РФ;

- проанализировать деятельность предоставляемых услуг ЗАО Банк МТБ;

- оценить привлекательность услуг, предоставляемых ЗАО Банк МТБ корпоративным клиентам;

- разработать рекомендации повышения привлекательности услуг ЗАО Банк МТБ для корпоративных клиентов.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе деятельности банка на рынке услуг для корпоративных клиентов.

Объектом исследования является система экономических отношений, возникающих между ЗАО Банк МТБ и корпоративными клиентами.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.