logo
Пластиковые карточки

3.3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карточек в Республике Беларусь

Очевидно, что бурный рост эмиссии карточек в Республике Беларусь за счет реализации банками “зарплатных” проектов себя исчерпал, и сейчас идет наращивание объемов эмиссии за счет вовлечения в сферу использования карточек таких слоев населения, как пенсионеры и студенты, а также решение банками основных проблем, с которыми сталкиваются владельцы карточек на данном этапе:

- невысокие доходы населения;

- дефицит инфраструктуры обслуживания держателей банковских пластиковых карточек, что порой создает очереди у банкоматов и делает простой вопрос получения наличных денег большой проблемой;

- значительные затраты на создание технической инфраструктуры;

- несовершенство экономических отношений между банками-эмитентами карточек, банками-эквайерами, предприятиями торговли и сервиса, держателями карточек;

- важной проблемой для банков, развивающих рынок пластиковых карточек, остается подготовка квалифицированных кадров. По статистике, на подготовку специалиста, который в состоянии выполнять поставленную задачу в этой сфере, уходит не менее 2-3 лет.

Надо иметь в виду, что сегодня главная проблема не в том, карточки каких систем эмитированы в нашей стране, а в том, что для применения этих карточек населением пока не создана необходимая программно-техническая инфраструктура, которая бы обеспечивала проведение безналичных платежей и получение наличных денег независимо от принадлежности карточки к внутренней либо международной системе расчетов. Более того, не обеспечено эффективное использование уже установленного оборудования.

Представляется, что для решения вышеуказанных проблем необходимо:

-- согласовывать действия по формированию оптимальной программно-технической инфраструктуры использования банковских пластиковых карточек, позволяющей проводить в ней операции с карточками всех платежных систем, функционирующих в Беларуси;

-- совместно с предприятиями торговли и сервиса разрабатывать и внедрять ко-брэндинговые программы и программы лояльности, направленные на повышение заинтересованности предприятий торговли и сервиса и держателей карточек в безналичных расчетах;

-- разработать систему мер по управлению кредитными рисками при использовании кредитных карточек;

-- постоянно проводить маркетинговые мероприятия по привлечению держателей карточек в торговые точки;

-- развивать новые виды услуг;

-- повышать квалификацию специалистов банка, использовать онлайновый мониторинг как главное средство в борьбе с мошенничеством [1, с. 24];

-- на основе глубоко проработанных бизнес-планов обеспечивать баланс экономических интересов клиентов - держателей карточек, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса);

-- устанавливать экономически обоснованные тарифы на услуги;

-- банкам проводить процентную политику, направленную на рост остатков денежных средств на счетах держателей карточек.

Развитие технической инфраструктуры применения карточек на предприятиях торговли (сервиса) как одного из наиболее важных направлений совершенствования системы безналичных расчетов по розничным платежам необходимо осуществлять следующими путями:

-- использование различных методов финансирования закупок и установки платежных терминалов на предприятиях торговли (сервиса): приобретение банками и передача платежных терминалов в аренду, установление платежных терминалов предприятиями торговли (сервиса) за свой счет, выполнение работ по закупке и установке терминалов банками и предприятиями торговли (сервиса) на долевых началах;

-- ускорение работ по организации в Республике Беларусь собственного производства заготовок микропроцессорных карт, а также необходимых технических средств (платежных терминалов, информационных киосков и т.д.);

-- рост количества объектов инфраструктуры «двойного применения», позволяющей проводить на одном объекте инфраструктуры операции с карточками различных систем расчетов.

Кроме того, необходимо принять меры для льготирования ставки налога с продаж сроком на 2 года для торговых предприятий с направлением высвобождающихся средств на приобретение платежных терминалов; отменить (снизить) таможенные пошлины на оборудование, необходимое для осуществления операций с карточками, производство которого в республике пока не налажено; совершенствовать формы организации торговли с учетом потребностей оперативного обслуживания покупателей, рассчитывающихся за товары с использованием карточек; предусмотреть в законодательном порядке обязательную установку платежных терминалов во вновь открываемых предприятиях торговли (сервиса); предприятиям торговли (сервиса) совместно с банками разрабатывать и внедрять программы поощрения держателей карточек посредством различных скидок и вознаграждений в зависимости от объемов покупок с использованием карточек; банкам более активно продвигать на рынок новые карточные продукты, эффективно использовать их рекламу [14].

Нужно отметить, что в течение ближайшего времени в Беларуси будет реализована Государственная программа развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек на 2006-2010 годы. Она утверждена совместным постановлением Совмина и Нацбанка Беларуси от 29.07.2006 № 817/11.

Главная цель Программы -- обеспечить доведение к 2011 году доли безналичных расчетов при совершении розничных платежей до 30 процентов. Усилия банковского сообщества и органов государственного управления должны быть сосредоточены на достижении этой основной задачи. В рамках выполнения показателей Государственной программы предусматривается наладить производство элементов программно-технической инфраструктуры (заготовки карточек, платежные терминалы, банкоматы и т. д.), отвечающих требованиям международных платежных систем и позволяющих нашей республике последовательно интегрироваться в систему международных расчетов с использованием карточек.

В соответствие с данной программой количество инфокиосков к 2010 г. должно быть доведено до 2723 единиц. При этом 802 инфокиоска планируется установить в организациях почтовой и электрической связи. На один платежный терминал, установленный в организации торговли и обслуживания, должно приходиться не более 160 пластиковых карточек [12].

Таким образом, на сегодняшний день рынок пластиковых карточек в Республике Беларусь не является совершенным, его участники по-прежнему сталкиваются с многочисленными проблемами. Однако банками совместно с предприятиями торговли и сервиса и другими институтами постоянно разрабатываются возможные пути разрешения этих проблем. Различные программы развития лишь подтверждают это.