Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг Республики Молдова

курсовая работа

2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг

Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как часть и целое.

Возможность банка конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности продукта и совокупности экономических методов деятельности банка, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Существует подход к оценке конкурентоспособности. Это - характеристика банковского продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Определяя конкурентную позицию того или иного банка, оценивая его надежность и эффективность функционирования наиболее важными и определяющими являются такие количественные показатели, как прибыль и рентабельность банка, размер уставного фонда и резерва, структура активов и пассивов, доля на рынке кредитов и депозитов, объем разрешенных операций, величина процентных ставок и т.п. Эти и другие показатели используются не только для характеристики работы банка, но и оценки его конкурентоспособности и позиции в рейтинге.

Достижение перечисленных целей напрямую связано с эффективным управлением ликвидностью, которая характеризует надежность, прибыльность, устойчивость и отзывчивость банка.

Ликвидность банка проявляется в своевременном выполнении банком своих договорных обязательств.

Платежеспособность банка - это способность банка в надлежащие сроки и в полной сумме выполнять свои обязательства, то есть своевременно и полно производить платежи, бесперебойно выдавать деньги клиентам, возвращать ссуды другим банкам, выплачивать заработную плату своим работникам и др.

Ликвидность банка и его платежеспособность являются ключевыми показателями, свидетельствующими о его эффективности и надежности.

Для определения степени надежности банка используют индекс банковского риска. Индекс банковского риска включает в себя такие показатели как рентабельность банковских активов, стандартное отклонение рентабельности активов (как мера риска), достаточность банковского капитала. Показатель разработан для расчета той величины потерь банка (снижение его прибыли), в результате которой его стоимость станет отрицательной величиной.

Формула 2.1.

RI= [E (ROA) +CAP] /s

ROA - рентабельность активов;

E (ROA) - ожидаемая рентабельность активов;

CAP - отношение нормативного капитала к совокупному размеру активов;

s - стандартное отклонение рентабельности активов;

Следует отметить, что чем выше значение индекса, тем ниже степень риска для данного банка и выше степень его надежности. Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен

< http: //rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>

В современных условиях любой банк, который хочет быть конкурентоспособным, современным и успешным, должен быть клиентоориентированным, т.е. таким, в котором клиент на всех уровнях управления получает поддержку и реализацию своих требований и где качественно решаются задачи привлечения, удержания, развития клиентов.

Чтобы потребители банковских продуктов могли относиться к банкам с доверием, им нужен легко осуществимый и не требуемый больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов и об изменчивости доходов. Модель доверия публики к банку можно представить в следующем виде:

Формула 2.2.

Доверие = ЧА + УД + КИ

ЧА - чистые активы;

УД - устойчивость доходов;

КИ - качество информации;

Все функциональные отношения здесь прямые, т.е. при возрастании объемов (за вычетом обязательств), при повышении устойчивости доходов и качества информации доверие к банку возрастает. , 23 Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен < http: //rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>

Модель удобства для клиента можно представить в следующей форме

Формула 2.3.

Удобство = ГР+СП+И+К

ГР - география рынка;

СП - спектр продуктов (услуг);

И - издержки;

К - качество;

С расширением территории, повышением качества и расширением спектра предоставляемых услуг привлекательность банка для клиента растет.

Причинами успеха или неудач появления на рынке конкретного продукта могут быть и другие факторы: рекламная деятельность банка, его имидж, предлагаемый уровень обслуживания и т.д. Однако, как ни важны указанные аспекты деятельности банка по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена банковских продуктов. Следовательно, формула конкурентоспособности имеет вид: Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен

< http: //rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>

Формула 2.4.

Конкурентоспособность =К+Ц+УО

К - качество;

Ц - цена;

УО - уровень обслуживания;

Управление конкурентоспособностью банковских продуктов тесно связано с управлением его жизненным циклом.

Жизненный цикл банковского продукта - это разработка конкретно банковского товара, его выход на рынок и до момента своевременного устранения с рынка. Управление жизненным циклом банковских товаров означает способность банка обеспечивать конкурентоспособную номенклатуру, а, следовательно, преимущества в конкурентной борьбе и устойчивое положение на рынке.

Для оценки конкурентоспособности банка необходимо сопоставить его положение с положением основных конкурентов на изучаемом рынке. Рейтинг банков комплексно отражает эффективность деятельности банка в сравнении с другими банками, а также позволяет в целом выявить основных конкурентов на рынке банковских продуктов. Укреплению позиции банка на рынке банковских продуктов способствует не только положение банка на первых строчках рейтинга банков внутри страны, но и присвоение банку международных рейтингов.

Кредитные рейтинги Fitch представляют собой мнение об относительной способности банка выполнять свои финансовые обязательства. Fitch Ratings - международная корпорация, известная в основном как рейтинговое агентство.

Главная задача - предоставление мировым кредитным рынкам независимых и ориентированных на перспективу оценок кредитоспособности, аналитических исследований и данных. Справочник коммерсант [online] [изучен 15 декабря 2013] доступен <http: //kommersant.ru/factbook/25763>

Рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") представляют собой относительную оценку вероятности дефолта. Дефолт - невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Краткосрочные кредитные рейтинги отражают вероятность своевременного выполнения обязательств. Индивидуальные рейтинги присваиваются только банкам. Цель данных рейтингов - дать оценку позициям банка без учета потенциальной внешней поддержки.

К основным факторам, которые агентство анализирует при оценке банков и определении уровня индивидуального рейтинга, относятся прибыльность, прозрачность и устойчивость баланса (включая капитализацию), клиентская база и менеджмент, экономическая среда и перспективы развития. Важными факторами являются последовательность политики и размер банка (объем собственных средств), а также диверсификация (деятельность в различных отраслях экономики и географическая экспансия).

Рейтинги поддержки дают представление о вероятности и характере внешней поддержки финансовой организации в случае возникновения у нее финансовых трудностей. При присвоении рейтингов учитываются количественные позитивные и негативные характеристики банков, включая целостность баланса, прибыльность и управление рисками.

Делись добром ;)