1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация
Рынок банковских услуг является сегментом рынка в целом и финансового рынка в частности, и на этом рынке также существуют продавец и покупатель соответствующей финансовой услуги, а также сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация определенных банковских услуг.
Сфера рынка банковских услуг играет решающую роль в экономическом развитии финансовой системы любого государства, что, в свою очередь, диктует особую заинтересованность государства в регулировании банковской деятельности.
Участники рынка банковских услуг - юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые согласно закону имеют право осуществлять деятельность по предоставлению финансовых услуг на территории Республики Молдова и потребители таких услуг.
Основная конкуренция на банковском рынке разворачивается между коммерческими банками, т.е. банковскими институтами, которые занимаются оказанием банковских услуг.
Внутри этой основной группы конкурирующих субъектов банковского рынка по традиции выделяют подгруппы универсальных и специализированных банков.
Универсальный банк оказывает все или почти все виды банковских услуг, обслуживает самые различные предприятия и организации, а также население.
Специализированный (специальный) банк, напротив, сосредотачивает свою деятельность на одном или немногих видах услуг:
ѕ Сберегательные банки занимаются оказанием услуг (в основном депозитных) населению
ѕ Ипотечные банки выдают кредит под залог недвижимости и осуществляют эмиссию закладных листов (ипотек)
ѕ Инвестиционные банки выступают посредниками на рынке ценных бумаг
ѕ Деловые банки занимаются разработкой инвестиционных проектов
ѕ Клиринговые банки концентрируются на организации расчетов в хозяйстве и т.д.
В прошлом между универсальными и специализированными банками существовала четкая грань. Во-первых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась для них совсем не обязательной.
Во-вторых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения.
Однако в последнее время различие универсальных и специализированных банков становиться все более расплывчатыми, а многие коммерческие банки за рубежом стали на сегодняшний день своего рода "банковскими супермаркетами", где можно получить самые разнообразные банковские услуги.
Так как состав продавцов на банковском рынке не исчерпывается одними коммерческими банками, двумя другими группами конкурентов (и весьма активных) являются небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые предприятия. В начале 80-х годов президент компании "Visa International" даже заявил: "В будущем банки перестанут быть в центре денежного обращения. Их место займут другие предприятия".
Небанковские кредитно-финансовые институты - это учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность, которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковскими. Поэтому в англоязычной литературе небанковские кредитно-финансовые институты получили название "околобанки". Коробовой Г.Г. Банковское дело Изд:. ISBN 5-98118-026-9. Москва 2006. 57с
Небанковские кредитные учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйства. В последнее десятилетие они играют важную роль на национальных рынках промышленно развитых стран.
Так, в сфере кредитования определенную конкуренцию коммерческим банкам могут составить кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы и некоторые другие учреждения. Тигинян А.М. Деньги. Кредит. Банки (курс лекций) Академия Транспорта, Информатики и Коммуникаций. (серия «Финансы и Бухучет») Изд:. 9975-942-14-8Кишинев. Еврика 2003. 88-89с
Кредитные кооперативы создаются на паевой основе предприятиями (как правило, мелкими) или частными лицами с целью кредитования производственных и потребительские нужд членов-пайщиков. Такие учреждения стали возникать в Европе в середине XIX в. в связи с развитием мелкотоварного производства, наибольшее развитие, получив в Германии (в форме городских и сельских кредитных товариществ) и России (в форме обществ взаимного кредита, ссудных и ссудо-сберегательных товариществ). Коробовой Г.Г. Банковское дело Изд:. ISBN 5-98118-026-9. Москва 2006. 59с
В Республики Молдова кредитные союзы создаются в виде кредитных потребительских кооперативов. В соответствии с законом Республики Молдова "О потребительской кооперации", потребительский кооператив - самостоятельное и независимое объединение физических лиц, созданное на основе принципа добровольного согласия путем кооперирования паевых взносов его членов. Закон о потребительской корпорации N1252-XIV от 28. 09.2000 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 154-156, ст. 1156 от 14. 12.2000 доступен <http: //www.cis.gov. md/ru/content/277>
В настоящее время почти 100 стран мира охвачено сетью кредитных кооперативов. Они оказывают своим клиентам широкий спектр услуг: открывают накопительные, пенсионные и другие счета своим членам, предоставляют долгосрочные займы и открывают кредитные линии на покупку дома, автомашины, оплату обучения, участвуют в чековом и вексельном обращении, выступают финансовыми консультантами по отношению к своим пайщикам и организуют их финансово-правовое обучение. Сенькин Михаил. Статья:. «Виды кооперативов» [online] 2012 [изучен 14 декабря 2013]. В режиме доступа http: //www.senkinspb. narod.ru/work.html
Несколько большее распространение получили ломбарды - один из наиболее старых видов кредитных учреждений. Считается, что первый ломбард был учрежден в XV в. во Франции ростовщиками, выходцами из Ломбардии. Википедия [online], [изучен 14 декабря 2013] доступен <http: //ru. wikipedia.org/wiki/Ломбард> Ломбарды традиционно занимались кредитованием физических лиц под залог личного движимого имущества (изделий из драгоценных металлов, предметов искусства и антиквариата, автомобилей и т.д.).
В настоящее время ломбарды (иногда под названием залоговых или кредитно-залоговых компаний) создаются многими коммерческими компаниями в рамках диверсификации своей деятельности, пользуясь тем, что отечественные банки пока еще мало внимания уделяют потребительскому кредитованию. Однако если в сфере кредитования ломбарды могут составить конкуренцию банкам за счет большей мобильности, готовности иметь дело с мелкими заемщиками, то в степени надежности хранения залога они серьезно проигрывают. Многие из вновь создаваемых ломбардов, к сожалению, не имеют соответствующим образом оборудованных хранилищ для ценностей и надежной охраны. Положение о порядке организации и функционирования деятельности ломбардов устанавливает порядок и условия деятельности ломбардов, осуществляемой экономическими агентами, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы и объема оказанных услуг, в целях государственного регулирования этой деятельности. В своей деятельности ломбарды руководствуются Конституцией Республики Молдова, Гражданским кодексом. Закон «Заклад вещей в ломбарде» N 449-XV от 30. 07.2001 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова N 120 от 02. 10.2001 доступно <http: //www.law-moldova.com/laws/rus/zaloghe-ru. txt>
Что касается такой разновидности косвенного кредитования, то существуют лизинговые компании. В начале 50-х годов с США, а с 60-х годов в странах Западной Европы появился новый вид предпринимательской деятельности - лизинг. Лизинговые компании стали приобретать машины, оборудование, транспортные средства и предоставлять это имущество в аренду обычно на 5-8 и более лет фирме-арендатору, постепенно погашающей задолжность по мере использования имущества. К началу 80-х годов лизинг получил широкое распространение: по оценке западных экономистов, в развитых странах посредством лизинга покрывается от 6 до 20% ежегодных потребностей в средствах для инвестиций в основные фонды. Поскольку лизинг является по существу разновидностью косвенного кредитования, он попал в сферу пристального внимания банковских учреждений, и в настоящее время лизинговые операции осуществляются не только специализированными компаниями, но и коммерческими банками.
По данным на 2013 год на территории Республики Молдова находятся 15 лизинговых компаний. Наиболее распространенными из них являются BS-Leasing Grup S. A., MAIB Leasing S. A. Лизинговые компании на территории РМ. [online], [изучен 14. декабря 2013], доступен < http: //www.banks. md/leasing.html>
Другой формой косвенного кредитования, практикуемой как банками, так и "околобанками", является факторинг, выражающийся в приобретении финансовым институтом у поставщиков права требования по поставкам товаров и оказанию услуг, принятии рисков исполнения таких требований и их последующих инкассаций. Первоначально (XVI-XXII вв.) факторинг возник как операция чисто товарного характера и предлагался специализированными посредниками - факторинговыми компаниями, и только с 60-х годов ХХ в. наиболее распространенным стал финансовый факторинг, который освоен и банками. Коробовой Г.Г. Банковское дело Изд:. ISBN 5-98118-026-9. Москва 2006. 61с
Важнейшим звеном небанковских кредитных учреждений являются страховые компании. Основной функцией, которой является страхование, они принимают на себя обязательство возмещать страхователям убытки при наступлении страховых случаев. Страховая деятельность - деятельность, которая в основном включает представление предложений о заключении договоров страхования и перестрахования, ведение переговоров и заключение таких договоров, получение премий, урегулирование ущерба, осуществление действий по возмещению расходов и регрессную деятельность. Закон «О страховании" №407-XVI от 21 декабря 2006 года [online], [изучен 1 декабря 2013] доступен < http: //base. spinform.ru/show_doc. fwx? rgn=18596 > Аккумулируя крупные финансовые средства, страховые компании инвестируют их в различные сферы экономики наряду с оказанием страховых услуг. К страховым компаниям относятся юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций страхования. Страховщиками могут выступать государственные страховые организации, акционерные страховые общества, ассоциации.
В промышленно развитых странах страховые компании выступают в четырех формах.
Первая форма - акционерная, означающая, что страховые компании выпускают акции и являются акционерными обществами.
Вторая форма называется на "взаимной основе". Суть ее заключается в том, что каждый полисодержатель является акционером компании, но на базе не акции, а страхового полиса, поскольку данная страховая компания акции не выпускает.
Третья форма - взаимный обмен, когда компания действует от лица отдельных лиц, создавших ее, или от своего имени. Через центральную контору компании ее участники обмениваются страховыми рисками, страхую самих себя, и не продают страховые полисы на сторону.
Четвертая форма - система Ллойда, состоящая из синдикатов, в которые, как правило, входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется между членами синдиката или между всеми участниками Ллойда. Система Ллойда возглавляется специальным комитетом, который контролирует деятельность синдикатов и принимает новых членов. Казанская А.Ю. Учебно-методическое пособие «Финансы страховых организаций" [online] Таганрог 2007 доступен http: //www.aup.ru/books/m177/3_61. htm
На территории Республики Молдова насчитывается около 40 страховых компаний. Страховые компании на территории РМ. [online], [изучен 14. декабря 2013], доступен < http: //www.banks. md/insurance.htmll>
Ресурсы страховых компаний формируются в основном за счет страховых премий, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, акционерного капитала, резервного капитала.
В Республики Молдова пенсионные фонды, как и страховые компании, они располагают большими финансовыми ресурсами. В отличие от организационной структуры других небанковских учреждений организационная структура пенсионных фондов характеризуется тем, что не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой форм собственности. Создаются пенсионные фонды в основном в частных корпорациях, являющихся их владельцами. Такие пенсионные фонды называются незастрахованными. Если корпорация заключили со страховой организацией соглашение, согласно которому последние получают пенсионные взносы и осуществляют выплату пенсий, такие пенсионные фонды называются застрахованными, поскольку созданы в рамках страховой компании.
Ресурсы частных пенсионных фондов состоят из средств, поступающих от корпораций, предприятий, а также взносов рабочих и служащих.
Государственные пенсионные фонды, как правило, создаются центральным правительством и местными органами власти. Источниками этих фондов являются средства бюджетов различных правительственных уровней и взносы населения.
Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая
организация, осуществляющая сбор и учет денежных взносов, внесенных
добровольно физическими или юридическими лицами либо от их имени,
обеспечивающая приращение этих средств для выплаты дополнительной пенсии. Закон «о негосударственных пенсионных фондах» Nr. 329-XIV от 25. 03. 99 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова [online] N 87-89 от 12. 08.1999 [изучен 14 декабря 2013] доступен http: //www.law-moldova.com/laws/rus/negosudarstvennyh-pensionnyh-fondah-ru. txt
Инвестиционные компании большое развитие получили в США после второй мировой войны. Путем выпуска собственных акций и их продажи они привлекают большие денежные средства, которые вкладывают в ценные бумаги корпораций. Различают инвестиционные компании открытого и закрытого типа. Для первых характерны, во-первых, выпуск акций сразу в определенном количестве, а во-вторых - покупка их только у прежних держателей по рыночной цене. Вторые, называемые взаимными фондами, производят эмиссию своих акций постепенно, определенными порциями, и продают их в основном новым покупателям. Такие акции можно передавать и перепродавать.
Преобладают компании открытого типа благодаря их преимуществам: постоянная эмиссия акций позволяет им постоянно увеличивать свой капитали инвестиции в ценные бумаги корпораций.
Еще одна разновидность учреждений - это финансовые компании, действуют в сфере потребительского кредита, организационными формами их являются акционерная и кооперативная. Они возникли в 60-е годы XIXв. в Великобритании и назывались финансовыми домами. Возникновение этих финансовых учреждении было связано с хроническими трудностями реализации товаров.
Финансовые компании бывают двух видов. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользовании, выдачей ссуд мелким предпринимателям, финансированием розничных торговцев. Вторые специализируются на выдаче ссуд в основном потребителям. Кроме того, они иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании.
Так же к небанковским учреждениям относятся благотворительные фонды. Благотворительные фонды создаются крупными собственниками и корпорациями для финансирования образования, научно - исследовательских учреждений, центром искусств, церкви, различных общественных организаций. Средства в благотворительные фонды передаются в виде крупных денежных поступлений или пакетов акций.
Пассивные операции благотворительных фондов состоят из благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а активные - из вложений в различные ценные бумаги и недвижимость.
Кредитные союзы появились в Европе во второй половине XIXв., а в США - в начале XX в. они организуются, главным образом, на кооперативных началах и предназначены в основном для обслуживания физических лиц, объединенных по профессиональному и религиозному признаку. Тигинян А.М. Деньги. Кредит. Банки (курс лекций) Академия Транспорта, Информатики и Коммуникаций. (серия «Финансы и Бухучет») Изд:. 9975-942-14-8Кишинев. Еврика 2003. 93с
Пассивы кредитных союзов формируются за счет паевых взносов в форме покупки особых акций и кредитов банков. По паевым взносам выплачиваются проценты. За счет имеющихся ресурсов кредитные союзы предоставляют краткосрочные ссуды на покупку автомобилей, ремонт жилья (до 90% всех активов), покупают различные ценные бумаги, могут выдавать ссуду под залог недвижимости.
В настоящее время кредитные союзы расширили свою деятельность за счет выпуска кредитных карточек, оказания брокерских услуг, открытия индивидуальных пенсионных счетов, использование банковских автоматов.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты, характеризующие конкурентную среду при оказании банковских услуг
- 1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация
- 1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов
- Глава 2. Анализ факторов формирующих конкурентную среду на рынке банковских услуг
- 2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг
- 2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере
- 11.3. Перспективы развития банковских услуг
- 4.1 Развитие конкурентной среды в Республике Беларусь
- 12.4. Перспективы развития банковских услуг
- 1.3. Конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 3. Молдова
- 1.3.3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках
- Оценка состояния конкурентной среды на рынке
- 46. Защита конкуренции на рынке банковских услуг.